У дисертації здійснено філософсько-культурологічний аналіз образу людини в історії костюма. Визначаються світоглядно-антропологічні детермінанти формотворення костюма як єдності теріоморфних, антропоморфних і теріоморфних настанов.
Історія костюма інтерпретується як метакультурна цілісність, де образ людини є не натуралістичним «виміром» формотворення, а презентується як еквівалентна цілісність бачення людини в філософському просторі рефлексії.
Прослідковується ґенеза змін парадигм тілесність як модних настанов і як певний флеш-імідж, рефлективні настанови постмодерної філософії.
Визначаються філософсько-культурологічні підходи щодо інтерпретації костюма як цілісності культури (герменевтичний, компаративістський, системний та ін.).
В диссертации осуществлен философско-культурологический анализ образа человека в истории костюма. Определяются мировоззренческо-антропологические детерминанты формообразования костюма как единства териоморфных, антропоморфных и теоморфных установок. Костюм характеризуется в истории культуры как социо-антропологическая целостность, которая детерминирована в ранних цивилизациях тотемом, в античности космологическим образом человека, в Средневековье - теологическими установками.
История костюма интерпретируется как метакультурная целостность, где образ человека является не натуралистическим «измерением» формообразования, а презентуется как эквивалентная целостность видения человека в философском пространстве рефлексии. Мировоззренческие аспекты культуры (культурных практик) обычно представляют как «картину мира», однако в интерпретации образа человека в истории костюма важным является сам аспект видения (рефлексии) мира. Так, рефлектирующий субъект в древних цивилизациях представляется как субститут (заместитель) абсолюта, в античности продуцируется диалогическая модель, Средневековье - креативный образ сотворения мира, в Новое время - трансцендентальный субъект классической философии, в Новейшее время — плюралистический субъект постмодернизма. Субъектам культуры и рефлексии противопоставляется субъект моды, который персонифицируется в истории костюма как определенный образ человека. Характеризуется генезис, смены парадигм телесности, модных установок и флеш-имиджей, рефлективные интенции постмодерной философии. Образ человека в костюме постмодернизма чрезвычайно разнообразен, моделирует игровые, репрезентативные, художественные, эстетические констелляции. Все эти аспекты интерпретируются в костюме, исходя из творческого наследия Ив Сен-Лорана, Иссей Мияке, Рей Ковакубо и др.
Композиционные измерения костюма возникают в период создания древних цивилизаций, но становятся развернутым рядом composite в Древней Греции. Греция презентирует в костюме риторические признаки, где поливалентность компонентов в костюме становится диспозиционной и транспозиционной реальностью композиции. Средневековая традиция была очень весомой, особенно в костюме. В определенной мере архитектура эквивалентна образу костюма. Костюмом становится образным, визуальным, виртуальным пространством, которое утверждает себя в пространстве возможных презентаций человеческого бытия.
Определяются философско-культурологические подходы относительно интерпретации костюма как целостности культуры (герменевтический, компаративистский, системный и др.). Так, герменевтический подход дает возможность истолкования образа человека в истории костюма в соотнесении с субъектом философской рефлексии и культуры; компаративистский подход дает возможность параллельного анализа феномена телесности в разных культурах; системный подход предполагает видение костюма как некую целостность культуры, где человек (флеш-имидж) становится эпицентром формообразующих интенций культуротворчества.
Категория «образ человека» в истории костюма становится приоритетной для экспликации человека как культурно-исторической целостности в контексте формообразующих тенденций дизайна одежды, модных инноваций, творческих установок модельеров.
История костюма интерпретируется в контексте философско- культурологических экспликаций как открытая система, в которой концентрируется как опит дизайна одежды, тенденции модных инноваций, так извечное тяготение человека к красоте, идеалу, совершенству.
In the dissertation the philosophical and cultural analysis of appearance of man in the history of costume is carried. The worldview-anthropological determinants of costume’s formation are determined as the unity of teriomorphous, anthropomorphous and teomorfous aspects. The history of costume is interpreted as the meta-cultural integrity, where human’s appearance is not the naturalistic «dimension» of shaping, but presented as equivalent to integrity of vision of man in philosophical space of reflection.
Genesis of changes of paradigms of corporealness, traced as fashionable settings and as flash image, as well as reflexive settings of post-modern philosophy, is clarified.
Philosophical and culturological approaches are determined in relation to interpretation of costume the as integrity of culture (hermeneutical, comparative, systematical and others).