У дисертації визначено сутність української фортепіанної школи XX ст. у контексті розвитку теорії і практики музичної освіти. Обґрунтовано її методологічну контекстність як цілісного, самодостатнього, науково-педагогічного та національно-освітнього явища. Визначено періоди розвитку відповідно історичним етапам науково-педагогічної думки, музичної освіти та введено невідомі фактичні матеріали у науково-педагогічний обіг. Виявлено науково-педагогічний статус УФШ і обгрунтовано її структуру на основі самоцінності педагогічного потенціалу її лідерів як суб’єктивного фактора розвитку. Уточнено формулювання провідних понять у системі загального наукового пізнання. Визначено педагогічні принципи її функціонування як суб’єкту сучасного міжнародного освітнього простору. Обґрунтовано типологію традиційного наслідування педагогічних принципів видатних лідерів УФШ, їх методико-технологічну своєрідність. Розроблено історико-аналітичний узагальнюючий проект вивчення УФШ, запропоновано його як базовий для дослідження шкіл інших музичних галузей, апробовано його доцільність та критерії прогресивного відтворення УФШ. Встановлено умови і чинники її інфінітивного розвитку.
В диссертации раскрыта сущность украинской фортепианной школы XX столетия в контексте развития теории и практики музыкального образования. Исторически обусловлена и доказана актуальность ее рассмотрения как самодостаточного національного феномена образования XX ст., представленного целостным культурно-историческим явлением. Определены концептуальные позиции развития УФШ: ее целостность как комплексная характеристика, что проявляется в национальной самобытности, полирегиональном единстве, осознании ценности педагогического потенциала выдающихся пианистов; самодостаточность украинской национальной традиции и ее интеграция в международный процесс образования; направленность на демократические идеалы развития личности, которая реализуется в самобытных технологиях ведущих украинских педагогов; персонифицированный и предметно-исторический подходы изучения УФШ соответственно периодам развития научной школы на историческом, культуротворческом, личностном уровнях, а также тенденциям и закономирностям образования; осмысление содержания УФШ определило его как составляющую общенаучного познания, педагогической мысли, теории и практики музыкального образования; универсальность и самодостаточность УФШ в музыкальном образовании, использование фортепиано базовым музыкальным инструментом в подготовке учителя. Определена система функций УФШ в единстве национальной, социальной, научно-педагогической, образовательной и музыкально-практической сущностей. Проанализовано соответствие ее содержания гуманистическому, социальнообразовательному и культуротворческому измерениям. Научное обобщение теоретических и практических достижений УФШ на протяжении XX ст. подтверждает широкую контекстность ее смысла, значительность и научную емкость музыкально-специфического содержания. Накопленный эмпирический материал обусловил идею относительной самостоятельности, самоценности педагогического потенциала представителей УФШ, своевременность его теоретического анализа и научного обобщения. Обоснована методология определения научно-теоретической сущности категории „школа”, ее главных атрибутивных составляющих: непреходящего значения исторической традиции, осознания ее образовательной ценности; возникновения нових научных идей, наличия лидера школы, способного к творчеству, генерации новых идей в структуре музыкального образования; педагогического обеспечения передачи способов и приемов получения нового знания в процессе диалогового (полилогового) взаимодействия субъектов школотворчества. Педагогическая сущность категории УФШ определена производной понятия научная и научно-педагогическая школы. Определен научно-педагогический статус УФШ, обоснована ее структура. Выявлены исторические периоды развития фортепианной школы в контексте истории педагогической мысли и общего музыкального образования XX ст. Выявлены соответствующие тенденции и закономерности, в которых отразился динамизм трансформации содержания музыкального образования, углубления научно-исследовательской составляющей деятельности пианистов наряду с педагогической и исполнительской практикой. За счет изучения 2, 8 тыс. страниц архивных материалов, рукописных изданий, введения более 60 наименований архивных документов обогащен научный и учебный фонд. На основании этих материалов можно с достаточной достоверностью утверждать научносозидательную, культуротворческую роль пианистов в развитии педагогического аспекта фортепианной школы в Украине. Многовековой опыт фортепианной практики, результаты теоретических обобщений расширили представления учених других научных отраслей (психологии, педагогики, социологии). Уточнены формулировки понятий „научно-педагогическая школа”, „музыкальное образование”, дано определение понятия „Украинская фортепианная школа” в педагогических парадигмах системы общего научного познания. Предложен ряд специфических принципов функционирования УФШ в качестве субъекта международного сообщества по образованию. Экспериментальным путем получен результат самоидентификации педагогов с поколеними УФШ, мотивации к созданию свого педагогического стиля, прогресивному воссозданию школы. Идея лидерства основателей фортепианных школ детерминировала обоснование типологии традиционного наследования их педагогических принципов, определила сущность соответствующих типов наследования. Обобщены и структурированы примеры знакових для истории УФШ генеалогических деревьев ведучих педагогов (В. Барвинский, П. Луценко, К. Михайлов, Г.Нейгауз, В. Пухальский, М. Старкова, Н. Тутковский и др.). Разработан историко-аналитический обобщающий проект изучения педагогических достижений фортепианных школ, предложено его практическое применение как базового для аналогичных исследованиий в других отраслях музыкального образования, практического применения в подготовке современных специалистов. Установлены факторы, критерии, условия прогресивного школотворчества, перспективы исторического развития УФШ.
The main points of Ukrainian piano school of the 20th century in the context of theory and practice of musical education development are designated in the thesis. Its methodical context as single national, scientific pedagogical and self-sufficient phenomena has been proved here. Periods of the development according to the historical steps of scientific pedagogical thought, musical education have been identified. Scientific pedagogical status of Ukrainian piano school has been discovered and its structure on the base of importance of pedagogical potential of its leaders has been proved. Formation of the chief concepts in the system of general scientific cognition has been identified. Pedagogical principles of its functioning as a subject of international educational spaciousness have been determined. The heritage typology of the pedagogy of the famous leaders of Ukrainian piano school and its technological peculiarity have been grounded. Historical and analytical general project concerning studying the different musical schools has been worked out. Its suitability has been tested and tried out. Introduced conditions and factors of effectiveness of Ukrainian piano school, its infinitive development have been determined.