У дисертації здійснений комплексний аналіз аксіологічних аспектів творчої спадщини Володимира Короленка в історико-філософському контексті. Розглянуто особливості трактування мислителем основних ціннісних орієнтацій у різних філософських та релігійних напрямках (спадщині Сократа і Платона (класична антична філософія), М.Монтеня (філософія епохи Відродження), Вольтера (філософія французького Просвітництва), Джона Дж.С. Мілля та Ж.-М. Гюйо (філософія початку XIX століття), В.Леніна, К.Маркса, П.Струве, М.Туган-Барановського (філософія кінця XIX - початку XX століття), буддизмі, християнстві, мусульманстві.
Шляхом історико-філософського аналізу розкрито специфічні риси тлумачення В.Короленком таких філософських та етичних категорій як «діалектика», «метафізика», «скептицизм», «матеріалізм», «свідомість», «воля», «щастя», «добро», «зло», «помста», які він інтерпретував ненауково, виходячи з власних міркувань і світосприйняття.
Показано актуальність ідей В.Короленка на сучасному етапі розвитку Української держави, погляди на проблему запобігання війни та встановлення миру, співіснування української та російської культур, захисту гнаної української духовно-національної ідентичності й доцільність їх вивчення сучасниками.
В диссертации осуществлен комллексный анализ аксиологических аспектов творческого наследия Владимира Короленко в историко-философском контексте. Рассмотрены особенности трактовки мыслителем основных ценностных ориентаций в различных философских и религиозных направлениях (наследии Сократа и Платона (классическая античная философия), М.Монтеня (философия эпохи Возрождения), Вольтера (философия французского Просвещения), Дж.С. Милля и Ж.-М. Гюйо (философия начала XIX века), В.Ленина, К.Маркса, П.Струве, М.Туган- Барановского (философия конца XIX - начала XX века), буддизме, христианстве, мусульманстве. Это позволило доказательно обосновать положение, что в античном обществе главными ценностными ориентациями, согласно В.Короленко, были те, которые определяли отношения между людьми.
Для философов эпохи Возрождения, по В.Короленко, главной ценностью было доказательство положения о том, что стремление конкретного человека к счастью как главной ценности есть путь к его освобождению.
Для французского Просвещения главными были гуманистические идеалы (Вольтер).
На основании проведенного В.Короленко анализ философских взглядов британского утилитариста Дж.С. Милля и французского философа- позитивиста Ж.-М. Гюйо в диссертации делается вывод о том, что ценностные ориентации начала XIX века, согласно В.Короленко, достаточно противоречивы. Их нравственный диапазон плюралистичен — от всеобщего счастья всех людей (Милль) до индивидуального счастья конкретного человека (Гюно).
Основные ценностные ориентации конца XIX - начала XX века В.Короленко анализирует сквозь призму учения К.Маркса, но в противовес марксизму, выделяет религию как одну из главных ценностных ориентаций и консолидирующий фактор общества.
В работе установлено, что рассматривая ценностные ориентации мировых религий, В.Короленко считал, что в буддизме признание индивидуальной воли человека было решающим фактором развития личности и возможного способа утверждения внутренней свободы.
Высшей ценностью христианства для В.Короленко является вера в Бога как путь к спасению человечества, консервативной защите индивидуальности от любого вида несакрального влияния. Рассматривая ценностные ориентации ислама, мыслитель отстаивает позицию, что главной из них является постоянство, согласно которой подчинение Аллаху гарантирует попадание в рай в следующей жизни. Благодаря постоянству ислам лишает мусульманина необходимости ставить вопрос о накоплении денег и имущества, телесном удовольствии, еде и развлечениях, поскольку все появляется и исчезает, а он живет для высшей цели.
В исследовании путем историко-философского анализа определены специфические черты толкования В.Короленко фундаментальных философских и этических категорий, в частности «диалектики», «метафизики», «скептицизма», «материализма», «сознания», «воли», «счастья», «добра», «зла», «мести». Данные категории мыслитель толковал исходя из собственного мировоззрения, по-своему. В.Короленко не мог интерпретировать их в соответствии с классическими канонами философской теории, поскольку не имел базового системного образования. Но право на интерпретацию и собственное понимание и применение у него было. «Диалектику» он рассматривал как учение, согласно которому отдельные факты определяются логическим развитием мысли; «метафизику» — как учение, в котором главным предметом исследования являются свойства ума; «скептицизм» - как постановку всего под сомнение, что совпадает с общепринятой концепцией; «материализм» приближенно к вульгарно-материалистическому пониманию — как отождествление процесса мысли с продуктом; «сознание» - как особый аппарат, воспринимающий явления внешнего мира; «волю» - как духовный процесс, который предшествует любому поступку, «счастье» — как основу для жизни человека: «добро» и «зло» — отмечая, что одно и то же действие, в зависимости от того на благо или несчастье другого оно направлено, может быть как добрым, так и злым; «месть» - предостерегал воздерживаться от нрава на нее. ведь она, неся иллюзию справедливого возмездия не только умножает число жертв, но и разрушает саму личность, которая ее осуществляет.
В диссертации показана актуальность идей В. Короленко на современном этапе развития Украинского общества, в частности взгляды на проблему предотвращения войны и установления мира, сосуществования украинской и русской культур, защиты гонимой украинской духовно-национальной идентичности и целесообразность их изучения современниками.
The thesis presents a comprehensive analysis of the axiological aspects of the creative heritage of Volodymyr Korolenko in historical and philosophical context. It describes peculiarities of the thinker’s interpretation of basic value orientations in different philosophical and religious trends (legacy of Socrates and Plato (classical ancient philosophy), M. de Montaigne (Renaissance philosophy), Voltaire (French Enlightenment philosophy), J.S. Mill and J.-M. Guyau (philosophy of the early nineteenth century), V.Lenin, K.Marx, P.Struve, M.Tugan-Baranovsky (philosophy of the late XIX — early XX century), in Buddhism, Christianity and Islam.
Through historical and philosophical analysis, specific features of Korolenko’s interpretation of philosophical and ethical categories are defined, namely «dialectics», «metaphysics», «skepticism», «materialism», «consciousness», «will», «happiness», «good», «vil», «revenge» interpreted by him in unscientific manner on the basis of his own thoughts and world outlook.
The study shows the actuality of Korolenko’s ideas at the present stage of development of Ukraine, his viewpoints on war preventing and peacemaking, coexistence of Ukrainian and Russian cultures, protection of persecuted Ukrainian spiritual and national identity and expediency of study thereof by contemporaries.