Дисертаційне дослідження присвячено теоретико-експериментальному вивченню проблеми динаміки образу професії студентів-психологів. Емпірично досліджено компоненти образу професії: когнітивний (показники: змістове навантаження, адекватність, цілісність), особистісно-смисловий (показники: значущість, оригінальність), емоційний (показник: емоційне забарвлення). Визначено психологічні особливості, структуру, динаміку, зовнішні та внутрішні чинники динаміки образу професії майбутніх практичних психологів. Обґрунтовано, розроблено та апробовано авторську комплексну програму з актуалізації та розвитку образу професії в студентів-психологів.
Раскрыта суть и содержание психологических .понятий «образ», «психический образ», «образ мира», «образы сознания», «образ профессии». Теоретический анализ проблемы позволяет констатировать два основных похода к исследованию образа профессии, на основе которых он рассматривается как подсистема образа мира или образа-Я. В диссертационном исследовании реализован подход, согласно которому, образ профессии является компонентом обобщенного образа предметно-профессионального мира. Образ профессии рассматривается как разновидность психического образа и образов сознания, подсистема образа мира, система профессиональных значений и смыслов человека, является результатом отражения, осознания и эмоционального переживания субъектом предметно-профессионального мира.
С помощью соответствующих методик исследованы три компонента образа профессии студентов-психологов: когнитивный (параметры: предметное содержание, адекватность, целостность), личностно-смысловой (параметры: значимость, оригинальность), эмоциональный (параметры: эмоциональная окрашенность). Изучены психологические особенности динамики образа профессии будущих психологов, а также внешние (профессиональная и непрофессиональная среда) и внутренние (потребности, мотивация профессиональной деятельности, идентичность) факторы развития и динамики образа профессии. Для обеспечения положительной и устойчивой динамики образа профессии у студентов-психологов необходима специальная система работы в ВУЗе по формированию образа профессии у студентов. Профессионально-педагогический тренинг, практико-дискуссионные и тренинговые рефлексивные занятия с использованием метода предметных метафор и ассоциаций содействуют развитию основных характеристик образа профессии у студентов-психологов, в первую очередь - системообразующих факторов образа профессии. Рекомендуется наладить в ВУЗе систему работы по актуализации и развитию образа профессии у студентов, которая включает психодиагностический; информационно-исследовательский и развивающий компоненты.
The thesis is devoted to theoretical and experimental studying of a problem of dynamics of the image of profession of future psychologists. Components of the image of profession are empirically investigated: cognitive (parameters: substantial loading, adequacy, wholeness), personal meaning (parameters: the importance, originality), emotional (parameters: emotional coloring). Psychological features, structure, dynamics, external and internal factors of dynamics of the image of profession of the future practical psychologists are defined. The author's complex program of actualization and development of the image of profession in students-psychologists is proved, developed and tested.