Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні особливості усвідомлення життєвого досвіду підлітками з неблагополучних родин

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Буковська, Ольга Олександрівна
dc.date.accessioned 2020-09-30T11:42:34Z
dc.date.available 2020-09-30T11:42:34Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Буковська, Ольга Олександрівна. Психологічні особливості усвідомлення життєвого досвіду підлітками з неблагополучних родин : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Буковська Ольга Олександрівна ; [наук. керівник Чепелєва Наталія Василівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30990
dc.description.abstract Дисертацію присвячено дослідженню проблеми усвідомлення життєвого досвіду’ підлітків із неблагополучних родин. З'ясовані основні соціальні і психологічні фактори становлення особистості небпагополучних підлітків. Розроблено модель становлення життєвого досвіду та виявлено вікові особливості і переломні етапи усвідомлення життєвою досвіду підлітків із неблагополучних родин. Розглянуто процес та особливості усвідомлення життєвого досвіду неблагополучними підлітками, його рівні, види та структура. Виявлено, що процес осмислення життєвого досвіду відбувається у формі наративу. Здійснено дослідження особливостей усвідомлення життєвого досвіду підлітками із неблагополучних і благополучних родин. Визначено рівні і чинники психотравматичності індивідуального й соціального досвіду, проаналізовано основні чинники нездатності до осмислення життєвого досвіду або осмислення у формі негативного базового наративу. Розроблено та апробовано на засадах наративної психології психокорекційну програму осмислення підлітками життєвого досвіду. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию проблемы осознания жизненного опыта подростками из неблагополучных семей. На основе анализа и обобщения научной литературы обоснована актуальность темы исследования и сформулированы основные концептуальные положения относительно осмысления жизненного опыта подростков из неблагополучных семей. Рассмотрены особенности неблагополучной семьи, ее типы, показано влияние осмысления негативного жизненного опыта на новообразования в подростковом возрасте, социализацию, идентичность, жизненные перспективы, отношение к себе и к жизни. Выявлены основные социальные и психологические факторы становления личности подростков из неблагополучных семей. Разработана модель становления жизненного опыта и обнаружены возрастные особенности и переломные этапы осознания жизненного опыта подростков из неблагополучной семьи. Рассмотрена категория опыта в психологии, процесс и особенности осознания жизненного опыта неблагополучными подростками его уровни, виды и структура. Отмечено, что процесс осознания жизненного опыта происходит путем проговаривання, осмысления ситуации в форме нарратива. Представлена структура и критерии диагностирования психологических особенностей осознания жизненного опыта; дается обзор конкретной методики для выявления становления количественной и качественной характеристики осознания жизненного опыта; приведены результаты констатирующего эксперимента относительно особенности жизненного опыта подростков го социально благополучных и неблагополучных семей. Разработана процедура анализа текстов-нарративов и проанализированы основные факторы неспособности к осмыслению жизненного опыта или интерпретации в форме негативного базового нарратива. Представлено теоретическое обоснование и определены пути и средства формирования у подростков из неблагополучных семей способности к осмыслению и трансформации жизненного опыта. Разработана и апробирована психокорекционная программа, направленная па осмысление жизненного опыта и построенная на принципах нарративной психологии, цель которой заключается в развитии умений трансформировать осознанный негативный опыт в позитивное отношение к себе и к собственной жизни. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в работе с неблагополучными подростками в школе, приютах для несовершеннолетних, интернатах для диагностики и психокоррекции. ua
dc.description.abstract Dissertation is devoted to the problem of life experience awareness by adolescents from problem families. The main social and psychological factors of personal it i formation of adolescents from problem families are clarified. Age features and critical moments in life experience awareness of adolescents from problem families are revealed. The process and peculiarities of life experience awareness by problem teenagers, its levels, types and proceeds in the form of a nairative. The research of peculiarities of life experience awareness by adolescents from problem and well-doing families is conducted. The psychotraumatic levels and factors of individual and social experience are defined; the main factors of inability to life experience awareness or comprehension in the form of a negative basic narrative are analyzed Psyclioconectional program of life experience awareness by adolescents based on nanative psychology is developed and approbated. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject підлітки з неблагополучних родин ua
dc.subject ідентичність ua
dc.subject досвід ua
dc.subject наратив ua
dc.subject інтерпретація власного досвіду ua
dc.subject життєва перспектива ua
dc.subject подростки из неблагополучной семьи ua
dc.subject идентичность ua
dc.subject опыт ua
dc.subject нарратив ua
dc.subject тиерпретация собственного опыта ua
dc.subject жизненная перспектива ua
dc.subject adolescents from problem familys ua
dc.subject psyhologycal peculiarities of life ua
dc.subject narrative ua
dc.subject interpretation ua
dc.subject perspective ua
dc.subject.classification 159.922.7.-053.6 ua
dc.title Психологічні особливості усвідомлення життєвого досвіду підлітками з неблагополучних родин ua
dc.title.alternative Psychological peculiarities of life experience awareness by adolescents from problem families ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу