Дисертацію присвячено дослідженню проблеми усвідомлення життєвого досвіду’ підлітків із неблагополучних родин. З'ясовані основні соціальні і психологічні фактори становлення особистості небпагополучних підлітків. Розроблено модель становлення життєвого досвіду та виявлено вікові особливості і переломні етапи усвідомлення життєвою досвіду підлітків із неблагополучних родин. Розглянуто процес та особливості усвідомлення життєвого досвіду неблагополучними підлітками, його рівні, види та структура. Виявлено, що процес осмислення життєвого досвіду відбувається у формі наративу.
Здійснено дослідження особливостей усвідомлення життєвого досвіду підлітками із неблагополучних і благополучних родин. Визначено рівні і чинники психотравматичності індивідуального й соціального досвіду, проаналізовано основні чинники нездатності до осмислення життєвого досвіду або осмислення у формі негативного базового наративу.
Розроблено та апробовано на засадах наративної психології психокорекційну програму осмислення підлітками життєвого досвіду.
Диссертация посвящена исследованию проблемы осознания жизненного опыта подростками из неблагополучных семей. На основе анализа и обобщения научной литературы обоснована актуальность темы исследования и сформулированы основные концептуальные положения относительно осмысления жизненного опыта подростков из неблагополучных семей. Рассмотрены особенности неблагополучной семьи, ее типы, показано влияние осмысления негативного жизненного опыта на новообразования в подростковом возрасте, социализацию, идентичность, жизненные перспективы, отношение к себе и к жизни.
Выявлены основные социальные и психологические факторы становления личности подростков из неблагополучных семей. Разработана модель становления жизненного опыта и обнаружены возрастные особенности и переломные этапы осознания жизненного опыта подростков из неблагополучной семьи. Рассмотрена категория опыта в психологии, процесс и особенности осознания жизненного опыта неблагополучными подростками его уровни, виды и структура. Отмечено, что процесс осознания жизненного опыта происходит путем проговаривання, осмысления ситуации в форме нарратива.
Представлена структура и критерии диагностирования психологических особенностей осознания жизненного опыта; дается обзор конкретной методики для выявления становления количественной и качественной характеристики осознания жизненного опыта; приведены результаты констатирующего эксперимента относительно особенности жизненного опыта подростков го социально благополучных и неблагополучных семей. Разработана процедура анализа текстов-нарративов и проанализированы основные факторы неспособности к осмыслению жизненного опыта или интерпретации в форме негативного базового нарратива. Представлено теоретическое обоснование и определены пути и средства формирования у подростков из неблагополучных семей способности к осмыслению и трансформации жизненного опыта. Разработана и апробирована психокорекционная программа, направленная па осмысление жизненного опыта и построенная на принципах нарративной психологии, цель которой заключается в развитии умений трансформировать осознанный негативный опыт в позитивное отношение к себе и к собственной жизни.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в работе с неблагополучными подростками в школе, приютах для несовершеннолетних, интернатах для диагностики и психокоррекции.
Dissertation is devoted to the problem of life experience awareness by adolescents from problem families. The main social and psychological factors of personal it i formation of adolescents from problem families are clarified. Age features and critical moments in life experience awareness of adolescents from problem families are revealed. The process and peculiarities of life experience awareness by problem teenagers, its levels, types and proceeds in the form of a nairative.
The research of peculiarities of life experience awareness by adolescents from problem and well-doing families is conducted. The psychotraumatic levels and factors of individual and social experience are defined; the main factors of inability to life experience awareness or comprehension in the form of a negative basic narrative are analyzed Psyclioconectional program of life experience awareness by adolescents based on nanative psychology is developed and approbated.