У дисертаційному досліджені висвітлено стан проблеми формування педагогічної майстерності майбутніх учителів у педагогічній теорії та практиці, визначено сутність та структуру поняття «педагогічної майстерність учителя» в системі багаторівневої професійної підготовки. Розроблено, теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено педагогічну модель формування педагогічної майстерності майбутніх учителів в системі багаторівневої професійної підготовки. Педагогічний експеримент підтвердив ефективність запропонованої гіпотези, розробленої педагогічної моделі, критеріїв і показників її діагностики, педагогічних умов і етапів проведення експериментальної роботи.
Диссертационная работа является теоретико-экспериментальным исследованием научной проблемы формирования педагогического мастерства будущих учителей в системе профессиональной многоуровневой подготовки. Определено, что педагогическое мастерство было предметом изучения отечественной науки с момента ее зарождения. Вопросы воспитания и обучения стояли перед обществом в течение всего исторического пути развития украинского государства и решались в зависимости от экономических и социальных условий того или иного периода. На основе педагогических источников дано определение понятия педагогическое мастерство, которое понимается как высокий уровень сформированности системы взаимосвязанных элементов, которыми учитель владеет на высоком профессиональном уровне и с помощью которых обеспечивает решение задач образования, воспитания и развития учащихся. Элементами профессионального мастерства будущего педагога выступают система предметных, психолого-педагогических и общих знаний, педагогическое творчество, педагогический стиль, педагогическая техника, личностные качества и педагогические способности, профессиональная устойчивость, педагогический такт и этика. Определено, что в зарубежной научной литературе значению термина «профессиональное мастерство» соответствуют термины «качественное преподавание», «умелое преподавания», «компетентное преподавания», «эффективное преподавание» и другие. Определение педагогического мастерства окончательно еще нс получило терминологического оформления, ее рассматривают как один из важнейших принципов педагогической деятельности и профессиональной подготовки учителя. В работе разработана педагогическая модель формирования педагогического мастерства и выяснена роль, место и закономерности использования фактов и явлений педагогического взаимодействия учителей с учениками; практического моделирования педагогического взаимодействия, тренировочных упражнения, самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля и самооценки процесса и достигнутых результатов профессиональнопедагогической деятельности для формирования педагогического мастерства учителя. Теоретически обоснованы и определены этапы формирования педагогического мастерства: мотивационно-познавательного (І-ІI курсы, пропедевтический), тренировочно-исполнительного (III-IV курсы, бакалаврская подготовка) и рефлексивно-творческого (V курс, подготовка специалистов). Выявлены основные факторы самоактивизации студентов в процессе формирования педагогического мастерства: морально-этические субъект-субъектные отношения преподавателей, студентов и учащихся; рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм в усвоении знаний и формировании умений; положительный пример мастеров педагогического труда; самоанализ, самооценка и самосовершенствование студентами собственного педагогического мастерства; актуализация самостоятельных индивидуально-личностных поисков. Экспериментально доказана педагогически целесообразное соответствие теоретической и практической подготовки студентов на каждом этапе процесса формирования педагогического мастерства на основе сочетания теоретических курсов и всех видов непрерывной педагогической практики, специально организованных аудиторных занятий, личностно-ориентированных индивидуальных заданий, тренировочных упражнений.
In the dissertation research the state of a problem of a pedagogical ability formation of the future teachers in the pedagogical theory and practice was described, the level and structure of a notion of "pedagogical ability of a teacher” was determined in the system of a multi-level professional preparation. It was built, theoretically explained and experimentally checked the pedagogical model of pedagogical ability formation of the future teachers in the system of multi-level professional preparation. Pedagogical experiment proved the effectiveness of the proposed hypothesis, created model of the criteria and indicators of their diagnostics, pedagogical conditions and stages of work.