Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні особливості мотивації досягнення випускника школи-інтернату

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Воронова, Світлана Василівна
dc.date.accessioned 2020-09-30T06:32:32Z
dc.date.available 2020-09-30T06:32:32Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Воронова, Світлана Василівна. Психологічні особливості мотивації досягнення випускника школи-інтернату : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Воронова Світлана Василівна ; [наук. керівник Зелінська Тетяна Миколаївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30971
dc.description.abstract Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія. - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Київ, 2003. У роботі розкрито психологічні особливості мотиву досягнення і мотиву уникнення невдач випускників шкіл-інтернатів порівняно з їх однолітками загальноосвітніх шкіл, залежно від типу та тривалості пережитої депривації, статевої приналежності, місця проживання; показано зв’язок мотивації досягнення з академічною успішністю, особистісними характеристиками; визначено критерії та показники діагностування рівнів мотивації досягнення: співвідношення мотиву досягнення і мотиву уникнення невдач (домінантність), особистісна тривожність (інтенсивність), самооцінка (адекватність), рівень домагань (рівень, адекватність). Обгрунтовано психолого-педагогічні умови формування мотивації досягнення та апробовано систему роботи з її психологічної корекції. ua
dc.description.abstract Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология. Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев, 2003. Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей мотивации достижения девятиклассников общеобразовательных школ- интернатов, поиску путей и средств ее формирования в учебном процессе. В диссертационной работе представлен анализ теоретикометодологических подходов к изучению мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии. На основе анализа научной литературы обосновывается актуальность темы исследования, формируются главные концептуальные положения относительно изучения психологических особенностей мотивации достижения выпускников школ-интернатов, способов ее психологической коррекции. Мотивация достижения рассматривается как единство содержательноиерархических и динамическо-процессуальных сторон. Ее структура раскрывается в противоречивом взаимодействии мотива достижения и мотива избегания неудач, которые мы изучаем в аффективно-когнитивном контексте. Основу данных мотивов составляют потребность в достижениях и потребность в избегании неудач как субаффективное и субкогнитивное их ядро. Ведущими механизмами функционирования мотивации достижения являются мотивационно-эмоциональная оценка общей структуры ситуации, мотивационно-когнитивная оценка значимости цели и ее достижимости, опосредствование, интерпретация успеха и неудачи. В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей мотива достижения и мотива избегания неудачи у выпускников интернатов по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, в зависимости от типа и продолжительности депривации родительского влияния, места проживания и половых особенностей. В качестве критериев и показателей низкого, среднего и высокого уровней мотивации достижения выделено: соотношение мотива достижения и мотива избегания неудачи (доминантность), самооценка (адекватность), уровень притязаний (уровень, адекватность), личностная тревожность (интенсивность). Констатирующий эксперимент показал, что в структуре мотивации достижения выпускников учреждений интернатного типа преобладает мотив избегания неудачи, сочетающийся с высокой личностной тревожностью, заниженным уровнем притязаний, неадекватной самооценкой, что свидетельствует об общем низком уровне мотивации достижения и как следствие - низкой академической успеваемости. Анализ литературы и результаты констатирующего эксперимента разрешили сформулировать основные условия формирования мотивации достижения девятиклассников и систему ее психологической коррекции в школах-интернатах. Выделены следующие условия формирования мотивации достижения: осознание школьниками значения процесса обучения для своей дальнейшей профессиональной деятельности; оптимальное соответствие уровня сложности задания возможностям учащихся; использование индивидуализированных критериев педагогической оценки; организация таких видов учебной деятельности, которые направлены на коррекцию отрицательного опыта депривации, актуализацию мотива достижения, формирование реалистического уровня притязаний, адекватной самооценки, снижение личностной тревожности, развитие у подростков уверенности в том, что неудачи в процессе обучения обусловлены недостаточными усилиями, а не низкими способностями. В диссертации обосновываются теоретические аспекты проведения формирующего эксперимента: цель, задачи, принципы, этапы, формы психокоррекции. Система психокоррекционной работы осуществлялась в следующих направлениях: формирование адекватной дифференцированной самооценки, развитие реалистического целеполагания, снижение тревожности, актуализация и усиление мотива достижения. Анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного с использованием методов математической статистики, свидетельствует о положительной динамике мотивации достижения в экспериментальной группе в отличие от контрольной. Было также зафиксировано снижение уровня личностной тревожности, усиление мотива достижения, рост уровня притязаний, увеличение количества учащихся с адекватной самооценкой и как следствие - улучшение академической успеваемости. ua
dc.description.abstract The dissertation to getting a scientific degree of candidate in psychological sciences specialty 19.00.07-pedagogical and developmental psychology. National Pedagogical University named after M.P. Dragomanov. Kiev, 2003. The work represented psychological features to the motive of achievement and the motive of failures’ avoidance of school leavers of the boarding school in comparison with children with the same age of secondary schools, depending on the type and the duration of parental influence’s deprivation, the place of living and sexual peculiarities. It was found the correlation between the achievement motivation and the process of studying, and personal characteristics; defined the criteria and the indices for diagnostics of levels of achievement motivation: correlation the motive of achievement and the motive of failures’ avoidance (dominance), personal anxiety (intensity), self-appraisal (adequacy), the standard demands (level, adequacy). It is based psychology and pedagogical conditions of formation the achievement motivation and tested the working system with it is psychological correction in studying process at boarding schools. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject мотивація досягнення ua
dc.subject навчальна діяльність ua
dc.subject депривація батьківського впливу ua
dc.subject самооцінка ua
dc.subject рівень домагань ua
dc.subject особистісна тривожність ua
dc.subject мотив уникнення невдач ua
dc.subject мотив досягнення ua
dc.subject мотивация достижения ua
dc.subject учебная деятельность ua
dc.subject депривация родительского влияния ua
dc.subject самооценка ua
dc.subject уровень притязаний ua
dc.subject личностная тревожность ua
dc.subject мотив избегания неудач ua
dc.subject мотив достижения ua
dc.subject achievement motivation ua
dc.subject studying activity ua
dc.subject deprivation of parents influence ua
dc.subject self-appraisal ua
dc.subject motive of failures’ avoidance ua
dc.subject motive of achievement ua
dc.subject.classification 159.922.7: 159.947.5 ua
dc.title Психологічні особливості мотивації досягнення випускника школи-інтернату ua
dc.title.alternative Psychological features of achievement motivation of the leaver of the boarding school ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу