Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за спеціальністю 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія. - Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Київ, 2003.
У роботі розкрито психологічні особливості мотиву досягнення і мотиву уникнення невдач випускників шкіл-інтернатів порівняно з їх однолітками загальноосвітніх шкіл, залежно від типу та тривалості пережитої депривації, статевої приналежності, місця проживання; показано зв’язок мотивації досягнення з академічною успішністю, особистісними характеристиками; визначено критерії та показники діагностування рівнів мотивації досягнення: співвідношення мотиву досягнення і мотиву уникнення невдач (домінантність), особистісна тривожність (інтенсивність), самооцінка (адекватність), рівень домагань (рівень, адекватність). Обгрунтовано психолого-педагогічні умови формування мотивації досягнення та апробовано систему роботи з її психологічної корекції.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - педагогическая и возрастная психология. Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев,
2003.
Диссертация посвящена исследованию психологических особенностей мотивации достижения девятиклассников общеобразовательных школ- интернатов, поиску путей и средств ее формирования в учебном процессе.
В диссертационной работе представлен анализ теоретикометодологических подходов к изучению мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии. На основе анализа научной литературы обосновывается актуальность темы исследования, формируются главные концептуальные положения относительно изучения психологических особенностей мотивации достижения выпускников школ-интернатов, способов ее психологической коррекции.
Мотивация достижения рассматривается как единство содержательноиерархических и динамическо-процессуальных сторон. Ее структура раскрывается в противоречивом взаимодействии мотива достижения и мотива избегания неудач, которые мы изучаем в аффективно-когнитивном контексте. Основу данных мотивов составляют потребность в достижениях и потребность в избегании неудач как субаффективное и субкогнитивное их ядро. Ведущими механизмами функционирования мотивации достижения являются мотивационно-эмоциональная оценка общей структуры ситуации, мотивационно-когнитивная оценка значимости цели и ее достижимости, опосредствование, интерпретация успеха и неудачи.
В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей мотива достижения и мотива избегания неудачи у выпускников интернатов по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, в зависимости от типа и продолжительности депривации родительского влияния, места проживания и половых особенностей. В качестве критериев и показателей низкого, среднего и высокого уровней мотивации достижения выделено: соотношение мотива достижения и мотива избегания неудачи (доминантность), самооценка (адекватность), уровень притязаний (уровень, адекватность), личностная тревожность (интенсивность).
Констатирующий эксперимент показал, что в структуре мотивации достижения выпускников учреждений интернатного типа преобладает мотив избегания неудачи, сочетающийся с высокой личностной тревожностью, заниженным уровнем притязаний, неадекватной самооценкой, что свидетельствует об общем низком уровне мотивации достижения и как следствие - низкой академической успеваемости.
Анализ литературы и результаты констатирующего эксперимента разрешили сформулировать основные условия формирования мотивации достижения девятиклассников и систему ее психологической коррекции в школах-интернатах. Выделены следующие условия формирования мотивации достижения: осознание школьниками значения процесса обучения для своей дальнейшей профессиональной деятельности; оптимальное соответствие уровня сложности задания возможностям учащихся; использование индивидуализированных критериев педагогической оценки; организация таких видов учебной деятельности, которые направлены на коррекцию отрицательного опыта депривации, актуализацию мотива достижения, формирование реалистического уровня притязаний, адекватной самооценки, снижение личностной тревожности, развитие у подростков уверенности в том, что неудачи в процессе обучения обусловлены недостаточными усилиями, а не низкими способностями. В диссертации обосновываются теоретические аспекты проведения формирующего эксперимента: цель, задачи, принципы, этапы, формы психокоррекции. Система психокоррекционной работы осуществлялась в следующих направлениях: формирование адекватной дифференцированной самооценки, развитие реалистического целеполагания, снижение тревожности, актуализация и усиление мотива достижения.
Анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного с использованием методов математической статистики, свидетельствует о положительной динамике мотивации достижения в экспериментальной группе в отличие от контрольной. Было также зафиксировано снижение уровня личностной тревожности, усиление мотива достижения, рост уровня притязаний, увеличение количества учащихся с адекватной самооценкой и как следствие - улучшение академической успеваемости.
The dissertation to getting a scientific degree of candidate in psychological sciences specialty 19.00.07-pedagogical and developmental psychology. National Pedagogical University named after M.P. Dragomanov. Kiev, 2003.
The work represented psychological features to the motive of achievement and the motive of failures’ avoidance of school leavers of the boarding school in comparison with children with the same age of secondary schools, depending on the type and the duration of parental influence’s deprivation, the place of living and sexual peculiarities. It was found the correlation between the achievement motivation and the process of studying, and personal characteristics; defined the criteria and the indices for diagnostics of levels of achievement motivation: correlation the motive of achievement and the motive of failures’ avoidance (dominance), personal anxiety (intensity), self-appraisal (adequacy), the standard demands (level, adequacy). It is based psychology and pedagogical conditions of formation the achievement motivation and tested the working system with it is psychological correction in studying process at boarding schools.