Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Психологічні особливості формування дактильного та міміко-жестового мовлення у майбутніх сурдопедагогів

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Горлачов, Олександр Сергійович
dc.date.accessioned 2020-09-29T13:53:11Z
dc.date.available 2020-09-29T13:53:11Z
dc.date.issued 2012
dc.identifier.citation Горлачов, Олександр Сергійович. Психологічні особливості формування дактильного та міміко-жестового мовлення у майбутніх сурдопедагогів : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 - спеціальна психологія / Горлачов Олександр Сергійович ; [наук. керівник Фомічова Людмила Іванівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2012 - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30969
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене проблемі діагностики психологічних особливостей формування дактильного та міміко-жестового мовлення у студентів-сурдопедагогів. У дослідженні здійснено теоретичний аналіз психологічних засад підготовки сурдопедагогів до засвоєння дактильного та міміко-жестового мовлення. Проведено системний аналіз дактильних абеток різних мов і країн світу, на основі чого визначені структурні складові топоніміки дактилем. Виявлено уточнюючі характеристики структурних елементів українського міміко-жестового мовлення і проведено системне порівняння міміко-жестового мовлення і української вербальної мови, що показало існування певних типових відмінностей. Визначено критерії та рівні сформованості дактильного та міміко-жестового мовлення. Розроблена методика формувального експерименту складалася з чотирьох логічно пов'язаних етапів формування. Експериментальним шляхом доведено дієвість розробленої методики діагностики рівня засвоєння дактильного та міміко-жестового мовлення і апробованого психологічного підходу формування дактильного та міміко-жестового мовлення майбутніх сурдопедагогів. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено проблеме диагностики психологических особенностей формирования дактильной и мимико-жестовой речи у студентов-сурдопедагогов. Представлено системное исследование дактильной и мимико-жестовой речи, па основе которого предложено определение основных понятий дактильной и мимико-жестовой речи. Осуществлено системное исследование дактильной и мимико-жестовой речи на основе которого предложено определение основных понятий дактильной и мимико-жестовой речи. Проведен системный анализ дактильных алфавитов разных языков и стран мира. Предложена классификация мимико-жестовой речи. На основе подходов к классификации мимико-жестовой речи выявлено уточняющие характеристики структурных элементов украинской мимико-жестовой речи и проведено системное сравнение мимико-жестовой речи и украинского вербального языка, что показало существование определенных типичных различий. На основе теоретического анализа исследований по лингвистике, психолингвистике, психологии, сурдопедагогики и сурдопсихологии разработана методика констатирующего эксперимента. Результаты исследования показали, что основными критериями формирования дактилыюй и мимико-жестовой речи у студентов-сурдопедагогов выступают: мера ориентированности в существующей объективной информации (информационный критерий), переход от теории к практике (коммуникативный критерий); ввод в комплекс знаковых средств (проективный критерий); систематизация знаковых средств (трансформативного критерий). Установлена разница в усвоении студентами-сурдопедагогами дактилыной и мимико-жестовой речи, которая проявилась в зафиксированных в исследовании 4 уровнях сформированности дактильной и мимико-жестовой речи: 1) недостаточный, 2) фрагментарный, 3) частично-комплектный; 4) полно-логический. Разработанная методика формирующего эксперимента состояла из четырех логически связанных этапов формирования, направленных на формирование у студентов-сурдопедагогов умений оперировать соответствиями вербальной и дактильной и мимико-жестовой речью, умений использовать структуру дактильной и мимико-жестовой речи, умение переводить студентами-сурдопедагогами дактильную и мимико-жестовую речь на словесную и наоборот, умение владеть методикой обучения дактильной и мимико-жестовой речи. Экспериментальным путем доказано действенность разработанной методики диагностики уровня усвоения дактильной и мимико-жестовой речи и апробированного психологического подхода формирования дактилыюй и мимикожестовой речи будущих сурдопедагогов. ua
dc.description.abstract Dissertation thesis is devoted to the problem of diagnosing psychological peculiarities of finger and facial expressions-sign for the students studying deaf and hearing-impaired teaching. In a study of the theoretical analysis of the psychological principles of learning fingers and facial expressions sign language to prepare the deaf and hearing-impaired teachers. A systematic analysis of finger alphabets in different languages and countries on the basis of certain structural toponymy components. Discovery of clear structural elements of the Ukrainian-sign facial expressions and speech conducted systematic comparison of facial expressions, speech and sign of the Ukrainian verbal language, which showed the existence of certain common differences. The criteria and levels of finger and facial expressions-sign language. The method of forming experiment consisted of four logically connected stages of formation. Experimentally proved the effectiveness of the developed technique for diagnosing the level of mastering finger and facial expressions, speech and sign of approved psychological approach to the formation of finger and facial expressions-sign speech for the future teaching of deaf and hearing-impaired. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject дактильний знак ua
dc.subject топоніміка ua
dc.subject міміко-жестове мовлення ua
dc.subject структура ua
dc.subject одиниця аналізу ua
dc.subject методика діагностики ua
dc.subject психологічні механізми формування ua
dc.subject критерій ua
dc.subject рівні сформованості ua
dc.subject сурдопереклад ua
dc.subject дактильный знак ua
dc.subject топонимика ua
dc.subject мимико-жестовая речь ua
dc.subject структура ua
dc.subject единица анализа ua
dc.subject методика диагностики ua
dc.subject психологические механизмы формирования ua
dc.subject критерии ua
dc.subject уровни сформированности ua
dc.subject сурдоперевод ua
dc.subject finger sign ua
dc.subject Toponymy ua
dc.subject facial expressions sign language ua
dc.subject structure ua
dc.subject unit of analysis ua
dc.subject diagnosis methods ua
dc.subject psychological formation mechanism ua
dc.subject criteria ua
dc.subject development levels ua
dc.subject sign language ua
dc.subject.classification 378.091.12:376-056.263-051:81'221.2 ua
dc.title Психологічні особливості формування дактильного та міміко-жестового мовлення у майбутніх сурдопедагогів ua
dc.title.alternative Психологические особенности формирования дактильной и мимико-жестовой речи у будущих сурдопедагогов ua
dc.title.alternative Psychological characteristics of the formation of finger and facial expressions-sign speech in future teaching of the deaf and hearing-impaired ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу