Дисертаційне дослідження присвячене проблемі діагностики психологічних особливостей формування дактильного та міміко-жестового мовлення у студентів-сурдопедагогів. У дослідженні здійснено теоретичний аналіз психологічних засад підготовки сурдопедагогів до засвоєння дактильного та міміко-жестового мовлення. Проведено системний аналіз дактильних абеток різних мов і країн світу, на основі чого визначені структурні складові топоніміки дактилем. Виявлено уточнюючі характеристики структурних елементів українського міміко-жестового мовлення і проведено системне порівняння міміко-жестового мовлення і української вербальної мови, що показало існування певних типових відмінностей.
Визначено критерії та рівні сформованості дактильного та міміко-жестового мовлення. Розроблена методика формувального експерименту складалася з чотирьох логічно пов'язаних етапів формування. Експериментальним шляхом доведено дієвість розробленої методики діагностики рівня засвоєння дактильного та міміко-жестового мовлення і апробованого психологічного підходу формування дактильного та міміко-жестового мовлення майбутніх сурдопедагогів.
Диссертационное исследование посвящено проблеме диагностики психологических особенностей формирования дактильной и мимико-жестовой речи у студентов-сурдопедагогов. Представлено системное исследование дактильной и мимико-жестовой речи, па основе которого предложено определение основных понятий дактильной и мимико-жестовой речи. Осуществлено системное исследование дактильной и мимико-жестовой речи на основе которого предложено определение основных понятий дактильной и мимико-жестовой речи. Проведен системный анализ дактильных алфавитов разных языков и стран мира. Предложена классификация мимико-жестовой речи. На основе подходов к классификации мимико-жестовой речи выявлено уточняющие характеристики структурных элементов украинской мимико-жестовой речи и проведено системное сравнение мимико-жестовой речи и украинского вербального языка, что показало существование определенных типичных различий. На основе теоретического анализа исследований по лингвистике, психолингвистике, психологии, сурдопедагогики и сурдопсихологии разработана методика констатирующего эксперимента. Результаты исследования показали, что основными критериями формирования дактилыюй и мимико-жестовой речи у студентов-сурдопедагогов выступают: мера ориентированности в существующей объективной информации (информационный критерий), переход от теории к практике (коммуникативный критерий); ввод в комплекс знаковых средств (проективный критерий); систематизация знаковых средств (трансформативного критерий). Установлена разница в усвоении студентами-сурдопедагогами дактилыной и мимико-жестовой речи, которая проявилась в зафиксированных в исследовании 4 уровнях сформированности дактильной и мимико-жестовой речи: 1) недостаточный, 2) фрагментарный, 3) частично-комплектный; 4) полно-логический. Разработанная методика формирующего эксперимента состояла из четырех логически связанных этапов формирования, направленных на формирование у студентов-сурдопедагогов умений оперировать соответствиями вербальной и дактильной и мимико-жестовой речью, умений использовать структуру дактильной и мимико-жестовой речи, умение переводить студентами-сурдопедагогами дактильную и мимико-жестовую речь на словесную и наоборот, умение владеть методикой обучения дактильной и мимико-жестовой речи. Экспериментальным путем доказано действенность разработанной методики диагностики уровня усвоения дактильной и мимико-жестовой речи и апробированного психологического подхода формирования дактилыюй и мимикожестовой речи будущих сурдопедагогов.
Dissertation thesis is devoted to the problem of diagnosing psychological peculiarities of finger and facial expressions-sign for the students studying deaf and hearing-impaired teaching. In a study of the theoretical analysis of the psychological principles of learning fingers and facial expressions sign language to prepare the deaf and hearing-impaired teachers. A systematic analysis of finger alphabets in different languages and countries on the basis of certain structural toponymy components. Discovery of clear structural elements of the Ukrainian-sign facial expressions and speech conducted systematic comparison of facial expressions, speech and sign of the Ukrainian verbal language, which showed the existence of certain common differences. The criteria and levels of finger and facial expressions-sign language. The method of forming experiment consisted of four logically connected stages of formation. Experimentally proved the effectiveness of the developed technique for diagnosing the level of mastering finger and facial expressions, speech and sign of approved psychological approach to the formation of finger and facial expressions-sign speech for the future teaching of deaf and hearing-impaired.