У роботі комплексно проаналізовано та систематизовано ідеологічні та організаційні засади розгортання та становлення християнсько-демократичного руху в Україні. На основі вивчення діяльності українських християнських партій, аналізу їхніх програмних документів, дослідження передумов зародження та розвитку християнсько-демократичного руху в Україні у роботі зроблено спробу відтворити цілісну картину їх інтеграції в суспільне життя. Визначено їх невпливовість в українському суспільстві.
Досліджується зв’язок становлення теоретико-філософських засад християнсько-демократичного руху з кризою раціоналістичного світогляду. Відзначено, що вплив новітніх тенденцій, практична реалізація раціоналістично-позитивістських моделей суспільно-політичного розвитку зумовила актуалізацію християнських і демократичних цінностей і їхній подальший синтез. Вивчення автором раніше недоступних для дослідників архівних джерел крайових організацій ХДГТУ надало можливість виявити малодосліджені аспекти громадсько-політичної діяльності Української християнсько- демократичної партії (УХДПУ), Християнсько-демократичної партії України (ХДГТУ) та Тернопільської крайової організації ХДГТУ, сприяти подоланню наявних стереотипів та міфів в оцінці ролі християнської демократії у суспільно-політичному житті України. Проаналізовано ґенезу політичних партій християнсько - демократичного напряму в незалежній Україні.
В работе комплексно проанализированы и систематизированы идеологические и организационные основы зарождения и становления христианско-демократического движения в Украине. На основе изучения деятельности украинских христианских партий, анализа их программных документов, исследования предпосылок зарождения и развития христианско- демократического движения в Украине автор попытался воссоздать целостную картину их интеграции в общественную жизнь. В диссертации выделено и проанализировано существование дву'х дискурсов: первый - политологический (где особое внимание уделено вопросам становления христианско-демократпческой идеологии и возможности ее развития в Украине ), второй - апологетический.
Исследование теологической и политико-философской литературы показало, что мировозренческо-философские основы христианско- демократического движения связаны с кризисом рационалистического мировоззрения, который был господствующим в Новое время.
Отмечается, что политико-идеологические основы христианско- демократического движения возникли в результате противостояния между Церковью (прежде всего Католической) и марксистской социал-демократией. Связи Греко-Католической Церкви с Ватиканом способствовали распространению в Галичине христианско-демократических идей. Становление политических партий христианско-демократического направления в независимой Украине берет начало с 1988 года, когда был создан Украинский христианско-демократический фронт. Политические партии, которые создавались в Украине, унаследовати названия и идеологические положения политических партий Западной Европы и США. Однако подражание партийного строительства по формальным признакам оказалось безуспешным.
Анализ политического сознания свидетельствует, что отрицание тоталитарного опыта может разворачиваться либо путем создания образа врага, на которого и возлагается ответственность за исторические беды, либо путем принятия коллективной ответственности за недостаточное сопротивление политическому насилию. Первая форма массового сознания (отрицание коллективной ответственности) имеет регрессивные, а вторая (принятие коллективной ответственности) — конструктивные особенности. В постсоветской Украине проявилась регрессивная форма массового политического сознания. Определение «виновника» в исторических, а также сегодняшних социально-экономических и политических неурядицах проявляется и в так называемом культурно-политическом расколе Украины. Такая особенность массового политического сознания (регрессивное неприятие «коллективной вины») и сделала невозможным восприятие христианско- демократических ценностей, в основе которых личная и коллективная ответственность за социальные отношения.
В работе исследован генезис политических партий христианско- демократического направления в независимой Украине. Упомянутые патерналистские ожидания проявились и в деятельности лидеров (а также значительной части рядовых членов) партий христианско-демократического направления.
Определено, что исключительно прагматичное использование христианско-демократических ценностей, а также отсутствие церковной социализации большинства граждан определили кризис партий христианско- демократического направления, отразившийся в партийных расколах и соответственно в потере электорального доверия. Таким образом, мировоззренческая и этико-нравственная неготовность воспринять христианско-демократические ценности, внутрипартийная коррупция и партийные расколы обусловили дискредитацию партий христианско- демократической направленности и маргинализацию христианско- демократической идеологии.
Изучение автором ранее недоступных для исследователей архивных материалов относительно краевых организаций ХДПУ дало возможность выявить малоисследованные аспекты общественно-политической деятельности Украинской христианско-демократической партии (УХДПУ), Христианско- демократической партии Украины (ХДПУ) и Тернопольской краевой организаации ХДПУ, что способствует преодолению стереотипов и мифов в оценке роли христианской демократии в общественно-политической жизни Украины.
Обосновывается положение о том, что принятие обществом христианско- демократической идеологии, основанной на ценностях христианского вероучения, обусловлено их принятием на уровне межличностных и общественно-политических отношений.
In the present work the ideologically and philosophical foundations of the Christian democratic movement in Ukraine are analyzed and systematized. Based on the study of Ukrainian Christian parties, the analysis of their policy documents, the research of conditions of emergence and development of Christian-democratic movement in Ukraine it was made the attempt in the work to recreate a complete picture of their integration social life. It was defined their inconsequence in Ukrainian society.
It is investigated the connection of the establishment of theoretical and philosophical foundations of the Christian-Democratic Movement with crisis of rationalistic worldview. It is noted that the impact of the latest trends, practical implementation of rationalistic-positivistic models of socio-political development led to the actualization of Christian and democratic values and their further synthesis.
Author studying of the previously inaccessible to researchers of archival sources of regional organizations ChDPU enabled to discover unexplored aspects of social and political activities of Ukrainian Christian Democratic Parly' (UChDPU), Christian- Democratic Party of Ukraine (ChDPU) and Ternopil regional organization ChSPU, to help to overcome the existing stereotypes and myths while assessing the role of Christian Democracy in the social and political life of Ukraine. It was analyzed the origin of the political parties of the Christian-democratic trend in the independent Ukraine.