У статті розглянуто проблему мотиваційної сфери учня молодшого шкільного віку, яка забезпечує
розвиток його самосвідомості та рефлексії, які є психологічними новоутвореннями цього віку та
розвитком його навчальної діяльності. Наведено трактування і співвідношення понять мотиву, мотивації й
потреби у працях вітчизняних і зарубіжних учених. Визначено структуру мотиваційної сфери дитини та
особливості становлення і розвитку у молодшому шкільному віці. Основними факторами, що впливають на
формування стійкої позитивної мотивації до навчальної діяльності, визначено зміст навчального
матеріалу, організацію навчального процесу, колективні форми навчальної діяльності, оцінку результатів
навчальної діяльності.
Дослідження свідчать, що на формування мотивів учіння справляє вплив стиль педагогічної
діяльності учителя, різні стилі формують різні мотиви. Авторитарний стиль формує зовнішню мотивацію
учіння, мотив уникнення невдач, затримує формування внутрішньої мотивації. Демократичний стиль
педагога, навпаки, сприяє внутрішній мотивації, а ліберальний – знижує мотивацію учіння. Водночас
важливу роль у житті молодшого школяра відіграють і соціальні мотиви, які розвиваються від
недиференційованого розуміння соціальної значущості учіння до усвідомлення необхідності здобуття знань.
Мотивація навчання молодшого школяра складається з низки спонукань, які постійно змінюються і
вступають в нові відносини між собою. Тому становлення мотивації є не простим зростанням
позитивного або посилення негативного ставлення до навчання, а загальним ускладненням структури
мотиваційної сфери.
В статье рассмотрена проблема мотивационной сферы ученика младшего школьного возраста,
которая обеспечивает развитие его самосознания и рефлексии, которые являются психологическими
новообразованиями этого возраста и развитием его учебной деятельности. Приведены трактовка и
соотношение понятий мотива, мотивации и потребности в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Определена структура мотивационной сферы ребенка и особенности становления и развития в младшем
школьном возрасте. Основными факторами, влияющими на формирование устойчивой положительной
мотивации к учебной деятельности, определены содержание учебного материала, организация учебного
процесса, коллективные формы учебной деятельности, оценка результатов учебной деятельности.
Исследования показывают, что на формирование мотивов учения влияет стиль педагогической
деятельности учителя, разные стили формируют различные мотивы. Авторитарный стиль формирует
внешнюю мотивацию учения, мотив избегания неудач, задерживает формирование внутренней мотивации.
Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а либеральный –
снижает мотивацию учения. В то же время важную роль в жизни младшего школьника играют и
социальные мотивы, развивающиеся от недифференцированного понимания социальной значимости учения
к осознанию необходимости получения знаний.
Мотивация учения младшего школьника состоит из ряда побуждений, постоянно изменяющихся и
вступающих в новые отношения между собой. Поэтому становление мотивации является не простым
ростом положительного или усилением негативного отношения к учебе, а общим усложнением структуры
мотивационной сферы
The article considers the problem of the motivational sphere of a student of primary school age, which
ensures the development of his self-awareness and reflection, which are psychological neoplasms of this age and the
development of his educational activity. The interpretation and correlation of the concepts of motive, motivation and
the need for the works of domestic and foreign scientists are given. The structure of the child’s motivational sphere
and the features of formation and development in primary school age are determined. The main factors affecting the
formation of a sustainable positive motivation for learning activities are determined by the content of the training
material, the organization of the learning process, the collective forms of learning activities, the assessment of
learning outcomes.
Studies show that the formation of the motives of learning is influenced by the style of pedagogical activity of
the teacher, different styles form different motives. The authoritarian style forms the external motivation of learning,
the motive for avoiding failure, delays the formation of internal motivation. The democratic style of the teacher, on
the contrary, promotes intrinsic motivation, and the liberal - reduces the motivation of learning. At the same time,
social motives play an important role in the life of a younger schoolchild, developing from an undifferentiated
understanding of the social significance of learning to the realization of the need for knowledge. The motivation for teaching a younger student consists of a series of motivations that are constantly
changing and entering into new relationships among themselves. Therefore, the formation of motivation is not a
simple growth of a positive or strengthening negative attitude towards learning, but a general complication of the
structure of the motivational sphere.