Дисертація присвячена дослідженню сутності, ролі, структури довіри до себе, вивченню психологічних особливостей її становлення, критеріїв, показників вимірювання, активізації умов, шляхів та засобів впливу на підсилення інтенсивності цієї соціальної установки у юнаків. У роботі представлений аналіз науково-теоретичних концепцій та підходів до вивчення проблеми довіри до себе у зарубіжній та вітчизняній психології, визначені зміст та структура (афективний, когнітивний та поведінковий компоненти) довіри до себе, критерії її діагностування (самоприйняття, самоцінність, самоприхильність) та рівні прояву у юнацькому віці.
Апробовано систему роботи з підсилення інтенсивності довіри до себе через створення психолого-педагогічних умов впливу на неї засобами психокорекції. На основі кількісного та якісного аналізу результатів доводиться ефеїсгивність включення даної програми в навчально-виховний процес як чи н н и ка особистісного зростання студентів юнацького віку.
Диссертация посвящена исследованию сути, роли, психологических особенностей становления доверия к себе, её структуры, критериев показателей измерения, поиску путей и способов влияния на усиление интенсивности этой социальной установки в юношеском возрасте.
В работе проанализированы научно-теоретические подходы к изучению доверия к себе в зарубежной психологии — психоаналитических, гуманистических концепциях, гештальтпсихологии, а также в отечественной психологии. На основе анализа научной литературы обосновывается адекватность использования термина „социальная установка” как базисной для дефиниции сущности доверия к себе. Расширено содержание термина „доверие к себе как феномена самосознания, элемента Я-концепции на основе выявления его взаимосвязи с понятиями: психическое здоровье, вера в себя, уверенность в себе, самопознание, самораскрытие, манипулятивное поведение, харизматичность. На основе а нал го а литературы раскрывается сущность феномена доверия к себе как элемента самосознания, социальной установки, которая проявляется в устойчивой склонности субъекта принимать, осознавать ценность собственной личности и защищать её, обосновывается её структура, которая включает аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты.
В работе представлены результаты экспериментального исследования психологических особенностей становления структурных компонентов доверия к себе в юношеском возрасте, го основе которых выявлены критерии (самопринятие, самоценность, самопривязанность) и уровни становления доверия к себе (низкий, средний, высокий). Выявлено доминирование в юношеском возрасте показателей дисгармоничных среднего и низкого уровней, которые характеризуются отсутствием устойчивого самопринятия, недостаточным осознанием ценности собственной личности, негативной или позитивно-закрытой самопривязанностью, что обусловлено переживанием трансформации доверия к себе в процессе преодоления возрастного кризиса. Отсутствие достоверной позитивной динамики в структурных компонентах доверия в юности свидетельствуют о необходимости дифференцированной психокоррекционной работы со студентами, направленной на усиление интенсивности доверия к себе путём активизации условий конструирования эффективного уровня развития вышеуказанного феномена.
На основе анализа литературы и результатов эксперимента была разработана психокоррекционная модель становления доверия к себе студентов юношеского возраста, которая включала следующие направления: формирование самопринятия, самоценности, самопривязанности.
В исследовании обосновываются теоретические аспекты проведения формирующего эксперимента: цель, задачи, принципы, этапы и виды работы, направленной на продуктивное преодоления студентами возрастного кризиса путём активизации условий становления структурных компонентов довертя к себе. Характеризуются психологические упражнения апробированной системы работы, которая была реализована в экспериментальной группе на групповых психокоррекционных занятиях психологического кружка, в индивидуальных беседах, консультациях.
Анализ результатов контрольного эксперимента выявил в экспериментальной группе, в отличие от контрольной, статистически значимые позитивные изменения в уровнях проявления доверия к себе, а также увеличение количества студентов с высоким уровнем самопринятия, самоценности, самопривязанности. Это подтвердило эффективность реализованной психокоррекционной программы повышения доверия к себе у 18-19-летних студентов, которая способствует преодолению ими кризиса в юношеском возрасте. Статистически значимое увеличение интенсивности доверия к себе указывает на возможность и необходимость обеспечения психологической помощи студентам в процессе их личностного роста, свидетельствует о возможности включения разработанной системы в учебно- воспитательный процесс высшей школы.
The thesis describes the research of the essence, the role, the structure, the criteria, the index for the measurement, psychological peculiarities of self-trust, the search of effective ways and methods of optimization at the adolescent age. Trie dissertation shows the analysis of scientific theoretical conceptions, approaches to the research ofself-trust in foreign and the native literature and opens age peculiarities of its display. The structure (affective, cognitive, behavioral components) of self-trust criteria of its diagnostics (self-value, self-acceptance, seif-inclination) and the levels of its display are determined. The psychocorrectional program of rise of self-trust at adolescent age, directed to creation of psycho-pedagogical conditions for productive overcoming o f age crisis by means of their activation is implemented. Its effectiveness as system o f influence on intensity of self-trust and activation of personal development o f students at the adolescent age is proved.