У дисертації викладено теоретико-методологічні та експериментальні основи досягнення успіху першокласниками шестирічного віку. На підставі вивчення теоретичних праць, присвячених досліджуваній проблемі, конкретизовано сутність і зміст понять “успіх”, “успішність”, “суб’єкт-суб’єктна взаємодія на рівні дорослий - дитина”, “суб’єкт-суб’єктна взаємодія на рівні дитина - дитина”, “успіх у процесі суб’єкт-суб’єктної взаємодії”. У роботі розкрито структуру досягнення успіху шестирічками у продуктивній діяльності у процесі суб’єкт-суб’єктної взаємодії, основними складовими якої є когнітивний, емоційно-мотиваційний, регулятивний, поведінково-діяльнісний компоненти, що знаходяться у нерозривній єдності й взаємозв’язку. Дисертація містить обгрунтовані та експериментально перевірені педагогічні умови, що оптимізують досягнення успіху шестирічними дітьми. Апробовано методику формування успішності першокласників, яка здійснювалася на основі діяльнісного, особистісно-ціннісного та системно-структурного підходів і включала такі форми організації виховного процесу: виховний курс “Успіх у твоєму житті”, курс розвиваючих ігор, гурткова робота, індивідуальна корекційна робота шляхом створення ситуацій успіху. Серед методів і засобів ефективними виявилися казка, гра, малюнок, психогімнастика, конкурс, бесіда, розповідь, аналіз ситуацій та їх інсценізація, музика. Кількісні та якісні результати експериментальної роботи засвідчили ефективність висунутих у гіпотезі педагогічних умов досягнення успіху першокласниками шестирічного віку.
В диссертации изложены теоретико-методологические и экспериментальные основы достижения успеха шестилетками. В работе представлен философский, социологический, психолого-педагогический анализ проблемы достижения успеха, на основе чего раскрыты сущность и содержание понятий “успех”, “успешность”, “субъект-субъектное взаимодействие на уровне взрослый-ребенок”, “субъект-субъектное взаимодействие на уровне ребенок-ребенок”, “успех в процессе субъект-субъектного взаимодействия”. Путем теоретического анализа выявлены когнитивный компонент (состоит из представления ребенка о себе, знаний о других людях, о моральных нормах взаимоотношений, понимания понятия «успех», осознания цели деятельности, организации ее планирования), эмоциональномотивационный (эмоциональная составляющая «Я-концепции», эмоции, которые переживает ребенок при достижении успеха, вступая в субъект-субъектное взаимодействие, и мотивы, которые побуждают к этому), регулятивный (самооценка, соответствующий возможностям уровень притязаний, моральные ценности, волевые качества), поведенческо-деятельностный (предусматривает овладение детьми умениями организовывать деятельность, творчески реализовывать ее, оценивать результат и умениями субъект-субъектного взаимодействия) компоненты достижения успеха в продуктивной деятельности шестилеток в процессе субъект-субъектного взаимодействия, которые неразрывно связаны в реальном педагогическом процессе и отображают сущность исследуемой категории как сложной системы. В работе определены следующие критерии и показатели сформированное успешности шестилеток в продуктивной деятельности в процессе субъект-субъектного взаимодействия: позитивная Я-концепция, мотивация достижения, полнота овладения организационными, творческими умениями и умениями субъект-субъектного взаимодействия, самоконтроля, результативный критерий. Исследованы особенности и выделены уровни развития успешности шестилетних первоклассников: высокий, достаточный, средний, низкий. На основе теоретического анализа и констатирующего этапа эксперимента разработана экспериментальная модель развития успешности шестилеток в субъект-субъектном взаимодействии, основными компонентами которой являются цель, содержание, факторы, педагогические условия, формы и методы. Выделены три основных направления работы: непосредственно с детьми, с учителями и воспитателями, с родителями. Представлены экспериментально проверенные оптимальные педагогические условия формирования успешности первоклассников. Среди них: обеспечение субъект-субъектного взаимодействия в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик»; расширение сферы продуктивной деятельности; развитие мотивации успеха, адекватной самооценки, волевых качеств; обеспечение индивидуального подхода, что дает возможность создания ситуаций успеха для учащихся; направленность микросреды на успех ребенка. В связи с их реализацией определяющим есть включение детей в процесс изучения воспитательного курса “Успех в моей жизни”, в кружковую работу в соответствии с их способностями и интересами, проведение курса развивающих игр. Из методов и средств воспитания эффективными оказались сказка, игра, рисунок, психогимнастика, конкурс, беседа, рассказ, инсценизация, музыка. Наиболее значащей для становлення успешной личности ребенка является создание ситуаций успеха. Эффективность предложенной модели обоснована и подтверждена экспериментальным путем с помощью методов математической статистики. Она может быть использована в практике осуществления воспитательного процесса шестилеток, а также методическими службами управлений образованием с целью реализации новых технологий подрастающего поколения. Основные результаты работы использованы при создании методических рекомендаций для учителей, воспитателей, студентов педуниверситетов, учащихся педколледжей.
The scientific research is devoted to theoretical methodological and experimental fundamentals of success achievement by six-year-old children. As a result of studying of many scientific works, devoted to this problem, the essence and contents of the notion “success”, “successfulness”, “subjectsubject interplay at a level adult - child”, “subject-subject interplay at a level child - child”, “the success in the process of subject-subject interplay” are concretised. The structure of success achievement by six-year-old children in the process of subject-subject interplay is set up. The main parts of it are: cognitive, cmotionally-motivational, regulative, behaviourally-active components which arc inseparably linked. The thesis contains the reasonable and experimentally tested pedagogical conditions, which optimize achievement of success by six-year-old children. A technique of the successful development of six-year-old first formers was approbated. It has self-valuable, systematical and structural approach and actuated such forms of organization of upbringing process as: an educational course "Success in my life”, course developing games, including into a circle activity, personal correctional activity by creating situations of success. Among the methods and means of education the most effective were a fairy tale, a game, a drawing, a conversation, a story, competition, dramatization and music. The quantitative and qualitative results of experimental investigation have certified efficiency of pedagogical conditions, suggested in a hypothesis, of success achievement by six-year-old first formers.