Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Мартинюк, Тетяна Анатоліївна
dc.date.accessioned 2020-07-28T09:39:17Z
dc.date.available 2020-07-28T09:39:17Z
dc.date.issued 2011
dc.identifier.citation Мартинюк, Тетяна Анатоліївна. Соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Мартинюк Тетяна Анатоліївна ; [наук. керівник Гусак Петро Миколайович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, Волинський нац. ун-т ім. Л. Українки. - Київ, 2011. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30571
dc.description.abstract Essence and specific of the use of narcotic matters is reflected as a social-pedagogical problem. The specific of reviewer is exposed group as a basic factor of bringing of teenagers in to the use of narcotic matters. The state and prospects of organization of narcotic prophylaxis is analyses; the model of social-pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers based; the narcotic prophylactic program based on forming of Life Skills is developed, and the results of its embodiment arc presented. The social-pedagogical terms of prophylaxis of the use of narcotic matters are definite by teenagers: purposeful optimization of group and interpersonal intercourse of teenagers by facilities of training of forming of Life Skills; positive personality influencing of social teacher; active participation of leaders-persons of the same age in realization of the prophylactic programs for teenagers. ua
dc.description.abstract Висвітлено сутність та специфіку вживання ПАР як соціально-педагогічної проблеми. Розкрито чинники вживання ПАР та вплив групи як основного чинника залучення підлітків до вживання психоактивних речовин. Проаналізовано стан і перспективи організації антинаркотичної профілактики; обґрунтовано модель соціально-педагогічної профілактики вживання психоактивних речовин підлітками; розроблено програму антинаркотичної профілактичної роботи на основі формування психосоціапьних навичок та подано результати її втілення. Визначено соціально-педагогічні умови профілактики вживання ПАР підлітками: цілеспрямована оптимїзація групового та міжособистісного спілкування підлітків для формування психосоціальних навичок; позитивний особистіший вплив соціального педагога; активна участь лідерів-ровесників у реалізації профілактичних програм для підлітків. ua
dc.description.abstract Отражено сущность и специфику употребления психоактивных веществ (ПАВ) как социально-педагогической проблемы. Установлено, что стадии употребления ПАВ являются цепью поступков, которые могут быть представлены в виде такой последовательности: контакт, экспериментирование, или нерегулярное употребление ПАВ, регулярное употребление ПАВ, злоупотребление ПАВ, зависимость от употребления ПАВ. Такой подход позволил разграничить поведенческие проявления, что связаны с применением ПАВ, на соответственно вредные привычки, злоупотребление, аддиктивное поведение, зависимость от употребления ПАВ. Употребление ПАВ рассмотрено как явление, что обусловлено радон факторов: индивидуально-психологических, биологических, социальных. При этом указано, что влияние группы выступает наиболее значимым социальным фактором при привлечении к употреблению ПАР лиц подросткового возраста. Использование ее влияния признано одним из оптимальных способов предотвращения зависимости в подростковом возрасте, что может осуществляться путем своевременного выявления таких групп, организации социально-педагогической работы с ними, направленной на формирование способности сберечь конструктивное поведение. Проанализировано состояние и перспективы организации социально-педагогической профилактики употребления ПАВ среди подростков. Обосновано стратегическую модель социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками, которая отразила основные стратегические направления (первичная, вторичная, третичная профилактика) профилактической работы и компетентностный подход (знание ради умений). Установлено содержание социально-педагогической работы с подростками на каждой стадии употребления ПАВ, сформулированы цели и предусмотрен конечный результат профилактической работы по формированию у них необходимых психосоциальных навыков. В рамках модели разработано программу антинаркотической профилактики на основе формирования психосоциальных навыков. Она отобразила тактику профилактической работы с подростками, которые употребляют ПАВ, за такими направлениями: обучение позитивным психосоциальным навыкам, антинаркотическое воспитание, позитивная пропаганда здорового образа жизни и возможностей получения помощи относительно проблем применения ПАР и зависимости, подготовка кадров для организации эффективной профилактики употребления ПАР, активизация антинаркотической политики школы по вопросам устранения внешних факторов наркотизации школьников. Все виды профилактической деятельности определены в соответствии с установленными стадиями употребления ПАР. Она обеспечивала положительно направленный переход подростка из одной стадии цикла изменений поведения, связанного с употреблением ПАВ, к другой (предыдущие размышления - размышления - определение - действия - сохранение изменений), вплоть до полного прекращения употребления. Представлены результаты опытно-экспериментальной проверки модели социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками за такими параметрами: соответствие программы ее назначению; процесс реализации программы; результаты программы — ее эффективность. Выявлены социально-педагогические условия эффективной профилактики употребления ПАВ подростками: целенаправленная оптимизация группового и межличностного общения подростков с целью формирования психосоциальных навыков; позитивное личностное влияние социального педагога; активное участие лидеров-ровесников в реализации профилактических программ для подростков. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject the use of narcotic matters ua
dc.subject influencing of group ua
dc.subject Life-skills ua
dc.subject social- pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers ua
dc.subject вживання психоактивних речовин ua
dc.subject вплив групи ua
dc.subject психосоціальні навички ua
dc.subject соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками ua
dc.subject употребление психоактивных веществ ua
dc.subject влияние группы ua
dc.subject психосоциальные навыки ua
dc.subject социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками ua
dc.subject.classification 37.091.12-053.6:178 ua
dc.title Соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками ua
dc.title.alternative The social and pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics