Essence and specific of the use of narcotic matters is reflected as a social-pedagogical problem. The specific of reviewer is exposed group as a basic factor of bringing of teenagers in to the use of narcotic matters. The state and prospects of organization of narcotic prophylaxis is analyses; the model of social-pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers based; the narcotic prophylactic program based on forming of Life Skills is developed, and the results of its embodiment arc presented. The social-pedagogical terms of prophylaxis of the use of narcotic matters are definite by teenagers: purposeful optimization of group and interpersonal intercourse of teenagers by facilities of training of forming of Life Skills; positive personality influencing of social teacher; active participation of leaders-persons of the same age in realization of the prophylactic programs for teenagers.
Висвітлено сутність та специфіку вживання ПАР як соціально-педагогічної проблеми. Розкрито чинники вживання ПАР та вплив групи як основного чинника залучення підлітків до вживання психоактивних речовин. Проаналізовано стан і перспективи організації антинаркотичної профілактики; обґрунтовано модель соціально-педагогічної профілактики вживання психоактивних речовин підлітками; розроблено програму антинаркотичної профілактичної роботи на основі формування психосоціапьних навичок та подано результати її втілення. Визначено соціально-педагогічні умови профілактики вживання ПАР підлітками: цілеспрямована оптимїзація групового та міжособистісного спілкування підлітків для формування психосоціальних навичок; позитивний особистіший вплив соціального педагога; активна участь лідерів-ровесників у реалізації профілактичних програм для підлітків.
Отражено сущность и специфику употребления психоактивных веществ (ПАВ)
как социально-педагогической проблемы. Установлено, что стадии употребления ПАВ являются цепью поступков, которые могут быть представлены в виде такой
последовательности: контакт, экспериментирование, или нерегулярное употребление ПАВ, регулярное употребление ПАВ, злоупотребление ПАВ, зависимость от употребления ПАВ. Такой подход позволил разграничить поведенческие проявления, что связаны с применением ПАВ, на соответственно вредные привычки, злоупотребление, аддиктивное поведение, зависимость от употребления ПАВ.
Употребление ПАВ рассмотрено как явление, что обусловлено радон факторов:
индивидуально-психологических, биологических, социальных. При этом указано, что влияние группы выступает наиболее значимым социальным фактором при
привлечении к употреблению ПАР лиц подросткового возраста. Использование ее
влияния признано одним из оптимальных способов предотвращения зависимости в подростковом возрасте, что может осуществляться путем своевременного выявления таких групп, организации социально-педагогической работы с ними, направленной на формирование способности сберечь конструктивное поведение.
Проанализировано состояние и перспективы организации социально-педагогической профилактики употребления ПАВ среди подростков. Обосновано
стратегическую модель социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками, которая отразила основные стратегические направления (первичная, вторичная, третичная профилактика) профилактической работы и компетентностный подход (знание ради умений). Установлено содержание социально-педагогической работы с подростками на каждой стадии употребления ПАВ, сформулированы цели и предусмотрен конечный результат профилактической работы по формированию у них
необходимых психосоциальных навыков.
В рамках модели разработано программу антинаркотической профилактики на
основе формирования психосоциальных навыков. Она отобразила тактику
профилактической работы с подростками, которые употребляют ПАВ, за такими
направлениями: обучение позитивным психосоциальным навыкам, антинаркотическое воспитание, позитивная пропаганда здорового образа жизни и возможностей получения помощи относительно проблем применения ПАР и зависимости, подготовка кадров для организации эффективной профилактики употребления ПАР, активизация антинаркотической политики школы по вопросам устранения внешних факторов наркотизации школьников.
Все виды профилактической деятельности определены в соответствии с
установленными стадиями употребления ПАР. Она обеспечивала положительно
направленный переход подростка из одной стадии цикла изменений поведения,
связанного с употреблением ПАВ, к другой (предыдущие размышления - размышления - определение - действия - сохранение изменений), вплоть до полного прекращения употребления.
Представлены результаты опытно-экспериментальной проверки модели
социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками за такими параметрами: соответствие программы ее назначению; процесс реализации программы; результаты программы — ее эффективность.
Выявлены социально-педагогические условия эффективной профилактики
употребления ПАВ подростками: целенаправленная оптимизация группового и
межличностного общения подростков с целью формирования психосоциальных
навыков; позитивное личностное влияние социального педагога; активное участие лидеров-ровесников в реализации профилактических программ для подростков.