Дисертаційне дослідження присвячено вирішенню актуальної проблеми
підвищення ефективності корекційної роботи з аутичними дітьми за рахунок
створення спеціальних педагогічних умов.
Доведено, що класичні педагогічні умови для навчання, виховання і розвитку аутичної дитини не відповідають її психологічним можливостям,
утруднюють педагогічний процес, створюють ситуацію вигорання для педагогів.
Представлені педагогічні умови (наявність фахівців педагогічного
супроводу, організація діяльності педагогічного консиліуму, взаємодія педагогів
та фахівців психолого-педагогічного супроводу, наявність відповідної
матеріально-технічної бази та її ефективне використання) та структурнофункціональна модель впровадження їх в корекційну роботу з аутичними дітьми. Доведено ефективність запропонованих педагогічних умов
Диссертационное исследование посвящено решению актуальной проблемы
повышения эффективности коррекционной работы с аутичными детьми путем
создания специальных педагогических условий.
Представлены результаты исследования детей с аутизмом с целью определения их
уровней развития (физического, социального и интеллектуального),
нейропсихологических и психолого-педагогических характеристик детей с
аутизмом. Согласно обобщенных результатов констатирующего эксперимента
были определены высокий, средний и низкий уровни развития аутичных детей и
их нейропсихологических и психолого-педагогических характеристик. Решающее
значение в диагностике критериев психолого-педагогических характеристик
аутичных детей занимают вербальная коммуникация, способность к
установлению социальных контактов, познавательная деятельность, память и
запоминание.
Сформулированы основные положения путей оптимизации коррекционной
работы с аутичными детьми. Доказано, что классические педагогические условия
для обучения, воспитания и развития аутичного ребенка не соответствуют его
клинико-психологическим возможностям, затрудняют педагогический процесс,
создают ситуацию выгорания для педагогов.
По обобщенным результатам констатирующего эксперимента и на основе
обоснованных при осуществлении теоретического анализа критериев были
определены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности готовности
специалистов к организации коррекционной работы с аутичными детьми.
Представлены педагогические условия (наличие специалистов
педагогического сопровождения, организация деятельности педагогического
консилиума, взаимодействие педагогов и специалистов психологопедагогического сопровождения, наличие соответствующей материальнотехнической базы и ее эффективное использование) и структурнофункциональная модель внедрения их в коррекционную работу с аутичными детьми.
Психологическими механизмами реализации педагогических условий
коррекционной работы с аутичными детьми являются:
- понимание и принятие всеми участниками коррекционного процесса
психологических особенностей аутичных детей, специфики их психологической
защиты от сигналов окружающей среды;
- субъектно-личностная готовность персонала специальных, инклюзивных,
дошкольных, школьных, внешкольных учреждений, включая толерантные,
ценностные, емпатические, эмоционально-устойчивые психологические
установки к взаимодействию с ребенком;
- психологическая проницательность и направленность на
доброжелательное отношение к ребенку;
- профессиональная компетентность коррекционных педагогов.
Структурно-функциональная модель коррекционной работы с аутичными
детьми включала пять основных этапов корекционно-развивающей работы, а
именно: диагностический, модификационный, внедряюще-коррекционный,
продвигающий и аналитико-итоговый. Доказана эффективность предложенных педагогических условий.
The thesis is devoted to solving the actual problem of improving the effectiveness
of correctional work with autistic children by creating special pedagogical conditions.
It is proved that the classical pedagogical conditions for education, upbringing
and development of an autistic child do not correspond to his or her psychological
abilities, complicate the pedagogical process, create a situation of burnout for teachers.
The pedagogical conditions (presence of specialists of pedagogical support,
organization of activity of pedagogical council, interaction of pedagogues and
specialists of psychological and pedagogical support, availability of appropriate
material and technical base and its effective use) and structural-functional model of their introduction in correctional work with autistic children are presented. The effectiveness of the proposed pedagogical conditions is proved.