Актуальность исследования определяется низким уровнем использования компетентностного подхода в вузах, что
не отвечает возрастающему интересу к процессам межкультурной коммуникации. Анализ публикаций последних лет свидетельствует о том, что модернизация профессиональной подготовки, в основе которой лежит компетентностный подход, способствует приобретению необходимых профессиональных качеств студентами – будущими учителями иностранного языка, что в дальнейшем обеспечивает их успешное профессиональное становление и конкурентоспособность на рынке труда. С целью определения профессиональных качеств будущих учителей иностранного языка были использованы теоретические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); моделирование – для определения сущности базовых понятий проблемы; эмпирические – для изучения особенностей подготовки студентов к формированию иноязычной коммуникативной компетентности (анкетирование студентов-выпускников нескольких педагогических вузов с целью определения их профессиональных качеств); аналитико-синтетические – для определения компетенций
и компетентностей студентов при поиске литературы и анализе компетентностного подхода. В процессе рассмотрения понятия «профессиональные качества» в педагогической науке выявлена ограниченность подходов к этому концепту. С помощью анкетирования, анализа, сравнения и обобщения у выпускников вузов констатирован недостаточный уровень профессиональных компетентностей, необходимых будущему учителю иностранного языка. Аргументировано авторское определение значимости профессиональных качеств учителя иностранного языка, а именно: чем более развиты профессиональные качества будущих учителей иностранного языка, тем выше уровень их профессиональной деятельности. Учитель иностранного языка должен стремиться к самосовершенствованию, уделять внимание современным технологиям обучения, внедрять в практику интерактивное обучение, технологии коллективно-группового обучения, ситуационного моделирования и т.п. Для этого необходимо владеть определенными в статье качествами учителя иностранного языка.
The relevance of the research is determined by the low level of using the competence approach in universities, which does
not meet the increased interest in the processes of intercultural communication. The analysis of the recent publications shows
that the modernization of vocational training based on a competence approach, promotes acquisition of necessary professional qualities by the students – future foreign language teachers, which ensures their further successful professional development and competitiveness in the labor market.
In order to determine the future foreign language teachers’ professional qualities theoretical methods (analysis, synthesis,
comparison, generalization, classification) were used; modeling – to identify the essence of the basic concepts of the problem;
empirical ones – to study the peculiarities of training students for the formation of their foreign communicative competence
(questioning of graduate students of several pedagogical universities in order to determine their professional qualities);
analytical and synthetic methods – to determine the students’ competencies and competences in searching the literature
and analysing the competence approach. When considering the notion of “professional qualities” in pedagogical science the limited approaches to this concept have been revealed. By means of questioning, analysis, comparison and generalization the insufficient level of professional competences necessary to the future foreign language teacher has been ascertained in university graduates. The author’s definition of valuability of the foreign language teacher’s professional qualities has been proved, in particular: the more developed the future foreign language teachers’ professional qualities, the higher the level of their professional activity. Foreign language teacher should strive for self-improvement, pay attention to contemporary learning technologies, implement interactive and collaborative learning technologies, situational modeling, and the like. To achieve these goals it is important to possess the qualities of a foreign language teacher determined in the article.