Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням з питань формування національної самосвідомості учнів 9-11 класів загальноосвітніх шкіл на матеріалі художніх творів' історичної тематики. У роботі подається науково обгрунтована та практично перевірена методика аналізу текстів історичної прози крізь виміри жанрових констант. Визначено оптимальні умови й ефективні шляхи створення ситуацій побудови особистісних смислів національного старшокласниками та з'ясовано впливи, які чинить на національну самосвідомість історична проза.
The artistic epic work such as historical novel is understood as model of historical
epoch created by the author accumulating the system of meaning and sense of national
history and culture. The comprehension of historical and philosophic ideas of an author
by the reader influences deep intellectual and emotional penetration into the text,
decoration of national culture and historical realities meaning and building up own
(readers) sense of the national. The latter constituting positive image of the ego as a
representative of national community increase the level of strengthen nation selfconsciousness.
Диссертация посвящена проблеме формирования национального самосознания учеников 9-11 классов во время изучения художественных произведений исторической тематики, рекомендованных школьными программами, на уроках украинской литературы. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, современным состоянием общественного сознания, которому необходима идея национальной консолидации, укорененная в культурно-исторических достижениях народа. С другой стороны, диссертационное исследование решает одну из проблем современной методики преподавания литературы:- изучение текстов художественных исторических произведений в аспекте их жанровых характеристик. Существенным недостатком уроков украинской литературы в старших классах на сегодня является незначительное внимание к жанровым признакам художественного произведения, что, в свою очередь, приводит к поверхностному его восприятию школьниками, без должного углубления в истинный смысл авторских идей.