У статті розглядається проблема збільшення обсягу навчального навантаження, пов’язана з обмеженою кількістю аудиторних годин в навчанні фізики майбутніх фахівців будівництва та цивільної інженерії. Зазначено, що така ситуація гальмує розв’язання проблем, які виникають в реалізації освітнього процесу, а також зумовлює значні ускладнення в опануванні студентами змісту курсу фізики. Констатовано, що у закладах вищої будівельної освіти підходи до реалізації змісту дисципліни “Фізика” в значній мірі залишаються нераціональними. У більшості випадків навчальний матеріал дублюється, у робочих програмах не передбачено висвітлення навчального матеріалу професійної спрямованості. Запропоновано такий підхід до планування навчального матеріалу з фізики, коли елементи змісту у вигляді логічних блоків перерозподіляються по різних видах навчальних занять залежно від їх значимості і першорядності і реалізуються відповідно до специфіки даного виду заняття. Обґрунтовано, що запропонований підхід до планування і реалізації освітнього процесу з фізики забезпечить його оптимізацію і перетворення на єдиний процес пізнання та занурення в професійну сферу діяльності.
В статье рассматривается проблема увеличения объёма учебной нагрузки, связанная с ограниченным количеством аудиторных часов в обучении физике будущих специалистов строительства и гражданской инженерии. Отмечено, что такая ситуация тормозит решение проблем, возникающих в реализации образовательного процесса, а также обусловливает значительные затруднения в овладении студентами содержанием курса физики. Констатировано, что в учреждениях строительного высшего образования подходы к реализации содержания дисциплины “Физика” в значительной степени остаются нерациональными. В большинстве случаев в рабочих программах учебный материал дублируется, не предусмотрено рассмотрение вопросов профессиональной направленности. Предложен такой подход к планированию учебного материала по физике, когда элементы содержания в виде логических блоков перераспределяются по разным видам учебных занятий в зависимости от их значимости и первостепенности и реализуются соответственно специфике данного вида занятия. Продемонстрирована реализация предложенного подхода на примерах содержательного модуля 1 “Механика” и содержательного модуля 2 “Молекулярная физика и термодинамика”. Сделан акцент на том, что при таком планировании вопросы рассматриваются последовательно и целостно на единой методологической основе, при этом не должна нарушаться логика изложения, а лекционное занятие остаётся основоположным. Обосновано, что предложенный подход к планированию и реализации образовательного процесса по физике обеспечит его оптимизацию и преобразование в единый процесс познания и погружения в профессиональную сферу деятельности.
The article deals with the problem of increasing the volume of study load related to the limited number of classroom hours in teaching physics to future construction and civil engineering professionals. It is noted that such a situation hinders the solution of problems arising in the implementation of the educational process, and also causes considerable difficulties in mastering the content of the course of physics by students. It is stated that the approaches to the implementation of the content of the discipline "Physics" in institutions of construction higher education remain largely irrational. In most cases, in the work programs, the training material is duplicated, there is no provision for consideration of professional orientation issues. This approach to the planning of physics training material is proposed, when the content elements in the form of logical blocks are redistributed to different types of training sessions depending on their importance and importance and are implemented according to the specifics of this type of training. The implementation of the proposed approach with the examples of the content module 1 "Mechanics" and the content module 2 "Molecular physics and thermodynamics" is demonstrated. Emphasis is placed on the fact that in such planning issues are considered consistently and holistically on a single methodological basis, while the logic of presentation should not be disturbed, and the lecture session remains fundamental. It is substantiated that the proposed approach to planning and implementation of the educational process in physics will ensure its optimization and transformation into a single process of knowledge and immersion in the professional sphere of activity.