У статті розглянуто методологічні та філософські аспекти критичного мислення як технології навчання. Представлено нову методико-методологічну схему вивчення фізики у ліцеях, яка заснована на ідеях критичного раціоналізму, і яка покладена в основу методичної системи навчання квантової фізики та будови атома у курсі фізики 11 класу. Пропонована модель передбачає формування в учнів уміння висувати гіпотези, встановлювати причинно-наслідкові зв'язки між явищами, процесами, фізичними величинами, спираючись на результати фундаментальних фізичних експериментів (дослід Резерфорда, ефект Комптона та інші).
В статье рассмотрены методологические и философские аспекты критического мышления как технологии обучения. Представленая новая методико-методологическая схема изучения физики в лицеях, которая основана на идеях критического рационализма, и которая положена в основу методической системы обучения квантовой физики и строения атома в курсе физики 11-го класса. Предлагаемая модель предусматривает формирование у учащихся умения выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, процессами, физическими величинами, опираясь на результаты фундаментальных физических экспериментов (опыт Резерфорда, эффект Комптона и другие). Процессуально она предусматривает следующие этапы: Проблема – Гипотезы – Рациональные критика – Выбор гипотезы – Рациональная критика новой теории – Новая проблема. В методике преподавания квантовой физики существует проблема нарушения принципа наглядности. В результате проведенных исследований нами было доказано, что эта проблема не может быть решена в пределах традиционных методических подходов, которые в свернутом виде можно представить как совокупность методов обучения, представляющих индуктивно-созерцательный подход, когда развертывание учебного материала происходит в направлении от чувственного восприятия к обобщению на уровне понятий. Для того, чтобы отойти от указанных подходов по формированию понятий, в статье рассмотрена новая концепция, отражающая гипотетико-дедуктивный подход в обучении. Это позволит, во-первых, успешно формировать содержательную компоненту компетентноориентированной методической системы; во-вторых, развивать у учащихся умение критически мыслить, “думать как ученые” и решать учебные задачи, проблемные ситуации, которые встречаются постоянно в жизни каждого ученика. Такой стиль преподавания предусматривает смещение акцентов из целей обучения по усвоению сложных научных понятий на формирование нового типа мышления, а также предполагает оперирование понятиями, которые актуальны не только в контексте последних научных достижений, но и с жизнью учащихся вне школы. Поэтому физические знания становятся не целью обучения, а основой для формирования критического мышления. Таким образом, предлагаемая методика изучения сведений по квантовой физике учитывает, что знание не является конечным пунктом учебного процесса, а отправной точкой по формированию у учащихся навыков “мышления высшего порядка”.
The article discusses the methodological and philosophical aspects of critical thinking as a learning technology. A new methodological and methodological scheme for studying physics in lyceums is presented, which is based on the ideas of critical rationalism, and which underlies the methodological system of teaching quantum physics and atomic structure in the course of 11th grade physics. The proposed model provides for the formation of the ability of students to put forward hypotheses, establish causal relationships between phenomena, processes, physical quantities, based on the results of fundamental physical experiments (Rutherford's experiment, Compton effect, and others).