Статья посвящена психологической помощи подросткам и молодым людям с РАС в повышении социальной компетентности. Такая помощь, по мнению автора, должна включать не просто формирование необходимых социальных навыков, но и помощь в осмыслении широкого круга правил, принятых в социальном взаимодействии. Знакомство с общепринятым, социотипическим поведением может происходить через освоение различных социальных ролей (покупатель, пассажир общественного транспорта и т.д.). Для достижения этой цели предлагается использовать модель социальных отношений человека в виде концентрических кругов – от близких отношений с членами семьи и друзьями до ситуативных социальных взаимодействий с незнакомыми людьми. Автор считает важным уделять особенное внимание «дальним» кругам отношений, что позволяет дать представление человеку с РАС о таких трудноуловимых понятиях, как «психологическая дистанция», «границы», «тактичность», «отстаивание своих прав».
Стаття присвячена психологічній допомозі підліткам та молодим людям з РАС в підвищенні соціальної компетентності. Така допомога, на думку автора, повинна включати не просто формування необхідних соціальних навичок, а й допомогу в осмисленні широкого кола правил, прийнятих в соціальній взаємодії. Знайомство із загальноприйнятою, соціотипічною поведінкою може відбуватися через освоєння різних соціальних ролей (покупець, пасажир громадського транспорту і т.д.). Для досягнення цієї мети пропонується використовувати модель соціальних відносин людини у вигляді концентричних кіл – від близьких відносин з членами сім'ї і друзями до ситуативних соціальних взаємодій з незнайомими людьми. Автор вважає важливим приділяти особливу увагу «далеким» колам відносин, що дозволяє дати уявлення людині з РАС про таких важковловимих поняттях, як «психологічна дистанція», «кордон», «тактовність», «відстоювання своїх прав».
The article concerns psychological help to autistic adolescents and youth in social competence improving. This kind of help should include not just forming necessary social skills but help them to understand the wide range of social interaction rules. Sociotypical behavior acquisition can occur via different social roles mastering (ex., a shop customer, a city transport passenger etc). To reach this goal it’s useful to use a human social relationships model as a concentric rings, from close relationships in a family to some short interactions with unfamiliar people. The author supposes it’s important to work hard with "far" relationships, cause it can help an autistic person to understand some hard terms like psychological distance, tactfulness, one’s rights advocacy etc.