Дисертація присвячена проблемі формування усвідомленого ставлення до
батьківства в умовах закладів професійно-технічної освіти. У роботі на основі
теоретичного аналізу філософської, педагогічної, психологічної, соціологічної
літератури розкрито наукові засади усвідомленого батьківства; визначено соціальнопедагогічну сутність феноменів: «батьківство», «усвідомлене батьківство»,
«усвідомлене ставлення до батьківства», «материнство».
З’ясовано сучасний рівень усвідомленого ставлення до батьківства у
здобувачів професійно-технічної освіти. Визначено критерії, показники та рівні
сформованості усвідомленого ставлення до батьківства.
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено структурнофункціональну модель формування усвідомленого ставлення до батьківства в
умовах закладів професійно-технічної освіти.
Диссертация посвящена проосознанное родительствоблеме формирования осознанного отношения к
родительству в условиях заведений профессионально-технического образования. В работе на основе теоретического анализа философской, педагогической,
психологической, социологической литературы раскрыто научные принципы
осознанного родительства; определено социально-педагогическую сущность
феноменов: «родительство», «осознанное родительство», «осознанное отношение к
родительству», «материнство».
Выяснено современный уровень осознанного отношения к родительству у
соискателей профессионально-технического образования. Определены критерии,
показатели и уровни сформированности осознанного отношения к родительству.
Для достижения поставленной цели научного исследования была разработана
и внедрена структурно-функциональная модель процесса формирования
осознанного отношения к родительству у соискателей профессиональнотехнического образования. Предложенная модель состоит из следующих
компонентов: смыслового (цель, задания, методологические подходы, принципы),
содержательного (программа социально-педагогического сопровождения «Мир
родительства: в гармонии и согласии»), операционного (формы, методы и средства
работы), результативный (критерии сформированности осознанного отношения к
родительству – гносеологический, деятельностный, аксиологический, личностный).
В ходе исследования обоснованы и внедрены специальные формы и методы
работы со соискателями профессионально-технического образования. Создана
программа формирования осознанного отношения к родительству «Мир
родительства: в гармонии и согласии». Реализация данной программы обеспечила
создание необходимых условий для формирования у соискателей профессиональнотехнического образования системы теоретических знаний, практических умений и
навыков, необходимых для эффективной реализации родительской роли в будущем;
содействие развитию и формированию личностных качеств, которые будут
способствовать становлению родительской зрелости соискателей; создания
оптимальных условий для формирования позитивной мотивации соискателей,
которая основывается на осознании места родительства в иерархии ценностей
личности.
По результатам экспериментальной работы подтверждена эффективность и
целесообразность структурно-функциональной модели процесса формирования
осознанного отношения к родительству у соискателей профессиональнотехнического образования.
The dissertation is devoted to the problem of formation of a conscious attitude
towards paternity under conditions of vocational and technical educational institutions. In
the work on the basis of theoretical analysis of philosophical, pedagogical, psychological,
sociological literature, the scientific principles of conscious paternity are revealed; the
social-pedagogical essence of phenomena is defined: "fatherhood", "conscious
fatherhood", "and “conscious attitude towards fatherhood”, “motherhood".
The current level of conscious parental attitude among students of vocational
schools has been clarified. Criteria, indicators and levels of formation of a conscious
attitude to parenthood are defined.
The structural and functional model of the process of formation of a conscious
attitude towards paternity in the conditions of vocational and technical educational
institutions has been theoretically substantiated and experimentally verified.