У статті досліджено історіософську концепцію М. Бердяєва, що є інтерпретацією «русской идеи». Спокушений «русской идеей», Бердяєв вибудовує історію російського мислення як таку, що неухильно веде до усвідомлення необхідності здійснення мрії про Царство Христа на землі, де пануватиме вищий Порядок. Сучасний йому комунізм (сталінізм) виявляється історичним етапом такого здійснення.
«Русская идея» Бердяєва надає підстави російській владі використовувати сталінізм для ідеологічної легітимації нинішньої російської держави як інструменту реалізації традиційної російської релігійної місії. Автор погоджується з тезою про те, що у царині філософії історії Бердяєв зраджує власній філософії свободи. Адже запропонована ним версія «русской идеи» консервує стан несвободи заради здійснення вказаної місії.
В статье исследована историософская концепция Н. Бердяева, которая является интерпретацией «русской идеи». Соблазненный «русской идеей», Бердяев выстраивает историю российского мышления как таковую, которая неуклонно ведет к осознанию необходимости осуществления мечты о Царстве Христа на земле, где будет царить высший Порядок. Современный ему коммунизм (сталинизм) оказывается историческим этапом такого осуществления. «Русская идея» Бердяева дает основание российской власти использовать сталинизм для идеологической легитимации нынешнего российского государства как инструмента реализации традиционной русской религиозной миссии. Автор соглашается с тезисом о том, что в области философии истории Бердяев изменяет собственной философии свободы. Ведь предложенная им версия «русской идеи» консервирует состояние несвободы для выполнения указанной миссии.
The article explores the historiosophical concept of N. Berdyaev, which is an interpretation of the “Russian idea”. Seduced by the “Russian idea”, Berdyaev builds the history of Russian thinking as such, which steadily leads to the realization of the need to realize the dream of the Kingdom of Christ on earth, where the higher Order will reign. 1940s communism (Stalinism) is the historical stage of such an implementation. Berdyaev’s “Russian Idea” provides the basis for Russian authorities to use Stalinism to ideologically legitimize the current Russian state as an instrument for realizing the traditional Russian religious mission.
The author agrees with the thesis that in the field of philosophy of history Berdyaev changes his own philosophy of freedom. After all, the version of the “Russian idea” proposed by him preserves the condition of unfreedom on behalf of to carry out this mission.