Дисертаційна робота є одним із перших інтегративних досліджень, де
здійснюється системний аналіз масової культури як феномена культуротворення XX
- XXI століть. Здійснюється аналіз еволюції та становлення екологічних,
естетичних, мистецьких рухів масової культури. Характеризується міфологія,
технологія образотворення в контексті тотальної симуляції та стильових вимірів
масової культури. Надається розгорнутий аналіз комунікативних стратегій,
рекламних та модних реалій масової культури. Визначаються дизайнерські стратегії
трансформації масової інформації та віртуальні ознаки масової культури. Масова
культура репрезентується як адаптивний комплекс, який поєднує усі можливі
культурні інновації. Процес глобалізації розглядається як такий, що набуває рис
„надкультурного” інтегратора традиційних та національних культур.
Диссертация является одним из первых интегративних исследований, где
осуществляется системный анализ массовой культуры как феномена
культуротворчества XX - XXI веков. Проанализирован процесс эволюции и
становления экологических, эстетичных, художественных движений массовой
культуры. Характеризуется мифология, технология образотворчества в контексте
тотальной симуляции и стилевых измерений массовой культуры. Она определяется
как адаптивный комплекс, который совмещает все возможные крайности
культурных инноваций. Массовая культура рассматривается в качестве той среды, в
которой происходят (по терминологии М.Я. Данилевского) колонизация, прививка
одних культур другими. Уточняется тезис Ю.Хабермаса о том, что первичная
целостность культуры, которая была связана с классикой, затем с проектом
Модерна, уже разрушена. Рассматриваются конституативные принципы массовой
культуры: природомерность, человекомерность и планетарные горизонты
массовости, которые являются позитивными, в отличие от всех негативных ее
факторов. Они становятся средой прикосновения разных культурных влияний и
разных проектов, которые, однако, пока далеки от своего гармоничного
осуществления. Глобализация интерпретируется как „надкультурный” интегратор
традиционных и национальных культур.
Культурные практики массовой культуры анализируются как
детерминированые коммуникативными реалиями, как стратегии трансформации
массовости восприятия информации и ее потребления. Коммуникативный процесс и
коммуникативные сообщества отображают диалошческие процессы интеракции
субъектов культуры.
Реклама, мода, дизайн исследованы в качестве трех сфер, на которых
держится вся массовая культура. Реклама является сквозным стержнем,
совмещающим в себе массовость и популярность, она больше ориентирована на
поп-культуру. Мода как давний код подражания поведению, реальность, связанная с
определенной традицией, стихией чувственности, входит в арт-практики массовой
культуры. Дизайн превращается в тотального режиссера окружающей среды.
Предоставляется развернутый анализ коммуникативных стратегий, рекламных и
модных инноваций культуры. Определяются дизайнерские стратегии
трансформации массовой информации и виртуализации массовой культуры.
The dissertation is one of the first integrative researches, where the system
analysis of the mass culture as phenomenon of culture creation of XX-XXI centuries is
conducted. It is analyzed the evolution and formation of ecological, aesthetic, artistic
movements of mass culture. The mythology, technology of image creation in the context
of total simulation and stylish measuring of mass culture is characterized. The detailed
analysis of communicative strategies, advertising and fashionable realities of mass culture
is represented. Designer strategies of transformation of mass information and virtual
indications of mass culture are determined. The mass culture appears as an adaptive
complex which combines all possible cultural innovations. The process of globalization is
examined as such that takes on the characteristics of "super cultural" integrator of
traditional and national cultures.