У дисертації проаналізовано психолого-педагогічну літературу з
проблем інклюзивної освіти; розкрито генезис понять «інклюзія»,
«інклюзивна освіта», «освітній інклюзивний простір», обґрунтовано
професійно-компетентнісну парадигму підготовки педагогів спеціальної та
інклюзивної освіти. Визначено діагностичні критерії, показники та рівні
сформованості дидактичних і практичних умінь і навичок майбутніх
корекційних педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного
простору. Розроблено та експериментально перевірено ефективність
методики дидактико-практичної підготовки майбутніх корекційних
педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного простору.
Диссертация посвящена формированию высокого уровня
дидактических и практических знаний, умений и навыков будущих
коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного
образовательного пространства путем разработки методики дидактико-
практической подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в
условиях образовательного инклюзивного пространства.
В диссертации проанализирована психолого-педагогическая
литература с проблемы инклюзивного образования; раскрыто генезис
понятий «инклюзия», «инклюзивное образование», «образовательное
инклюзивное пространство», определена профессионально-
компетентностная парадигма подготовки педагогов специального и
инклюзивного образования. Определены диагностические критерии,
показатели и урони сформированности дидактических и практических
умений и навыков у будущих коррекционных педагогов к работе в условиях
образовательного инклюзивного пространства. Разработана и
экспериментально проверена эффективность методики дидактико-
практической подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в
условиях образовательного инклюзивного пространства.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровней
сформированности дидактических и практических умений и навыков
будущих коррекционных педагогов к работе в условиях образовательного
инклюзивного пространства. Для проведения экспериментальной работы
разработаны экспериментальные задания к каждому из выделенных
критериальных показателей с целью выяснения уровня готовности будущих
коррекционных педагогов к работе в инклюзивных учебных заведениях. К
каждому заданию сформировано шкалу оценивания.
Разработано четырехэтапную методику подготовки будущих
коррекционных педагогов к работе в инклюзивном образовательном
пространстве, которая включает пропедевтический, теоретико-
операционный, продуктивный и рефлексивно-оценочный этапы. На каждом
этапе конкретизированы цели, задачи, определены содержание,
методические формы, средства, технологический инструментарий.
Каждый этап подготовки будущих коррекционных педагогов к работе
в условиях инклюзивного образовательного пространства включал активные,
пассивные и интерактивные формы работы, инновационные технологии.
Определены особенности дидактико-практической подготовки
будущих коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного
образовательного пространства, среди которых применение инновационных
форм работы в учебном процессе, влияние на чувства (тренинги и квик-
настрои, которые формируют позитивное отношение к инклюзивному
образованию, понимание социального значения своей работы в условиях
инклюзии) и деятельность студентов (мастер-классы, викторины,
проигрывание проблемных педагогических ситуаций, которые включают
основу деятельностного подхода), применение инновационных методов
работы, которые влияют на формирование стойкого интереса студентов и создание собственной методической базы, организация обменом опыта
работы и прочее.
Экспериментальная проверка эффективности предложенной модели
доказывает положительную динамику процесса подготовки будущих
коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного
образовательного пространства, что подтверждается количественными
показателями.
We analyzed the psychological and pedagogical literature on problems of
inclusive education in the dissertation. We discovered the genesis of the concepts
of inclusion, inclusive education, and educational inclusive space. The author
defined a professional-competence paradigm for the training of teachers of special
and inclusive education. We have identified diagnostic criteria, indicators and
levels of the formation of didactic and practical skills of future special teachers to
work in an educational inclusive space. The author developed and experimentally
tested the effectiveness of the method of didactic and practical training of future
special teachers for work in the educational inclusive space.