DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/27609
Title: Дидактико-практична підготовка майбутніх корекційних педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного простору
Authors: Берегова, Марія Ігорівна
Keywords: студент
корекційний педагог
інклюзія
інклюзивна освіта
інклюзивне навчання
інклюзивний освітній простір
дидактико- практична підготовка
студент
коррекционный педагог
инклюзия
инклюзивное образование
инклюзивное обучение
инклюзивное образовательное пространство
дидактико-практическая подготовка
student
special educator
inclusiveness
inclusive education
inclusive educational space
didactic and practical training
Issue Date: 2019
Publisher: Видавництво НПУ ім. М. П. Драгоманова
Citation: Берегова, Марія Ігорівна. Дидактико-практична підготовка майбутніх корекційних педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного простору : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 - корекційна педагогіка / Берегова Марія Ігорівна ; [наук. керівник Савінова Наталія Володимирівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2019. - 19 с.
Abstract: У дисертації проаналізовано психолого-педагогічну літературу з проблем інклюзивної освіти; розкрито генезис понять «інклюзія», «інклюзивна освіта», «освітній інклюзивний простір», обґрунтовано професійно-компетентнісну парадигму підготовки педагогів спеціальної та інклюзивної освіти. Визначено діагностичні критерії, показники та рівні сформованості дидактичних і практичних умінь і навичок майбутніх корекційних педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного простору. Розроблено та експериментально перевірено ефективність методики дидактико-практичної підготовки майбутніх корекційних педагогів до роботи в умовах освітнього інклюзивного простору.
Диссертация посвящена формированию высокого уровня дидактических и практических знаний, умений и навыков будущих коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства путем разработки методики дидактико- практической подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в условиях образовательного инклюзивного пространства. В диссертации проанализирована психолого-педагогическая литература с проблемы инклюзивного образования; раскрыто генезис понятий «инклюзия», «инклюзивное образование», «образовательное инклюзивное пространство», определена профессионально- компетентностная парадигма подготовки педагогов специального и инклюзивного образования. Определены диагностические критерии, показатели и урони сформированности дидактических и практических умений и навыков у будущих коррекционных педагогов к работе в условиях образовательного инклюзивного пространства. Разработана и экспериментально проверена эффективность методики дидактико- практической подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в условиях образовательного инклюзивного пространства. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровней сформированности дидактических и практических умений и навыков будущих коррекционных педагогов к работе в условиях образовательного инклюзивного пространства. Для проведения экспериментальной работы разработаны экспериментальные задания к каждому из выделенных критериальных показателей с целью выяснения уровня готовности будущих коррекционных педагогов к работе в инклюзивных учебных заведениях. К каждому заданию сформировано шкалу оценивания. Разработано четырехэтапную методику подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве, которая включает пропедевтический, теоретико- операционный, продуктивный и рефлексивно-оценочный этапы. На каждом этапе конкретизированы цели, задачи, определены содержание, методические формы, средства, технологический инструментарий. Каждый этап подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства включал активные, пассивные и интерактивные формы работы, инновационные технологии. Определены особенности дидактико-практической подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства, среди которых применение инновационных форм работы в учебном процессе, влияние на чувства (тренинги и квик- настрои, которые формируют позитивное отношение к инклюзивному образованию, понимание социального значения своей работы в условиях инклюзии) и деятельность студентов (мастер-классы, викторины, проигрывание проблемных педагогических ситуаций, которые включают основу деятельностного подхода), применение инновационных методов работы, которые влияют на формирование стойкого интереса студентов и создание собственной методической базы, организация обменом опыта работы и прочее. Экспериментальная проверка эффективности предложенной модели доказывает положительную динамику процесса подготовки будущих коррекционных педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства, что подтверждается количественными показателями.
We analyzed the psychological and pedagogical literature on problems of inclusive education in the dissertation. We discovered the genesis of the concepts of inclusion, inclusive education, and educational inclusive space. The author defined a professional-competence paradigm for the training of teachers of special and inclusive education. We have identified diagnostic criteria, indicators and levels of the formation of didactic and practical skills of future special teachers to work in an educational inclusive space. The author developed and experimentally tested the effectiveness of the method of didactic and practical training of future special teachers for work in the educational inclusive space.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/27609
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
100355275.pdf407.95 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.