Кваліфікаційна наукова робота присвячена проблемі використання
мультимедіа у фаховій підготовці майбутніх учителів технологій. В роботі
визначено та теоретично обґрунтовано сукупність основних компонентів
готовності майбутніх учителів технологій до використання мультимедіа в
професійно-педагогічній діяльності, які мають бути сформовані в процесі їх
підготовки до використання стандартного і спеціального програмно-апаратного
забезпечення, зокрема: мотиваційно-емоційний, науково-теоретичний та
практичний.
Також здійснено теоретичне обґрунтування й нове вирішення проблеми
використання мультимедіа у фаховій підготовці майбутніх учителів технологій;
розкрито ефективність цього процесу; виокремлено компоненти та визначено
критерії, показники і рівні готовності до використання мультимедіа;
вдосконалено та визначено шляхи підвищення рівня сформованості через
впровадження спроектованої методики використання мультимедіа у процесі
фахової підготовки.
Доведена та експериментально перевірена ефективність запропонованих
організаційно-педагогічних умов та спроектованої методики використання
мультимедіа у фаховій підготовці майбутніх учителів технологій.
Диссертация посвящена проблеме готовности будущих учителей
технологий к использованию мультимедиа в будущей профессиональной
деятельности. Сделан анализ состояния исследуемой проблемы в
педагогической теории и практике.
Обоснована совокупность основных компонентов готовности будущих
учителей технологий к использованию мультимедиа в профессионально-
педагогической деятельности, которые должны быть сформированы в процессе
их подготовки к использованию стандартного и специального программно-
аппаратного обеспечения, в частности: мотивационно-эмоциональный, научно-
теоретический и практический.
Мотивационно-эмоциональный компонент готовности характеризуется
ценностными ориентациями, интересами, потребностями, мотивацией к
получению знаний, умений и навыков в области технологий мультимедиа,
стремление к использованию их в будущей профессионально-педагогической
деятельности.
Научно-теоретический компонент готовности определяется наличием у
студентов знаний о возможностях использования технологий мультимедиа в
будущей профессионально-педагогической деятельности, предполагает базовые
знания по технологиям мультимедиа и знания стандартного и специального
программного обеспечения.
Практический компонент готовности определяется через систему
конкретных умений и навыков студентов в области технологий мультимедиа,
направленных на использование их в профессионально-педагогической
деятельности. Содержание этого компонента содержит умения и навыки его
применения. Определены и обоснованы организационно-педагогические условия:
мотивация студентов в учебной и профессиональной деятельности; развитие
творческого потенциала студентов в процессе использования мультимедиа в
учебном процессе; развитие потенциала рефлексии студентов и качественная
организация учебного процесса с использованием современных средств
технологий мультимедиа, предполагает, во-первых, использование
электронного учебно-методического комплекса “Мультимедиа в
технологической образовании”, который дает возможность организации
самотестирования студентами знаний, полученных в процессе самостоятельного изучения дисциплин информатического цикла; во-вторых,
готовность преподавателя вуза к использованию мультимедиа в
образовательном процессе; в-третьих, разработка технологии применения
мультимедиа для организации учебно-познавательной деятельности студентов
по дисциплинам информатического и профессионально ориентированного
цикла.
Эффективность готовности будущих учителей технологий к
использованию мультимедиа в будущей профессионально-педагогической
деятельности проверена экспериментальным путем.
Qualifying scientific work is devoted to the problem of using multimedia in the
professional training of future technology teachers. In the work, the set of the main
components of the readiness of future technology teachers to use multimedia in
vocational and pedagogical activities, which should be formed during their
preparation for the use of standard and special software and hardware, in particular:
motivational-emotional, scientific-theoretical and practical.
The theoretical substantiation and a new solution of the problem has been used
at multimedia in the professional training of future technology teachers are also
implemented. The effectiveness of this process is been disclosed; the components are
identified and criteria, indicators and readiness levels for multimedia are defined;
ways to increase the level of formation through the introduction of the designed
method of using multimedia in the process of professional preparation are improved
and determined.
The effectiveness of the proposed organizational and pedagogical conditions is
been proved and tested experimentally of the designed methodology at using
multimedia in the professional training of future technology teachers.