Дисертація присвячена проблемі морального виховання студентів у
позанавчальній діяльності. Розкриті теоретично-методологічні передумови
системного підходу до вдосконалення морального виховання студентів. Розроблена
модель позанавчальної діяльності (сутність, зміст, структура, критерії) розвитку
моральних якостей студентів. Обгрунтовано та експериментально перевірено
організаційно-методичні умови морального виховання студентів у структурі
позанавчальної діяльності.
Виходячи з того, що позанавчальна діяльність є однією з ведучих сфер
формування особистості, розробленоїї структурно-функціональну модель як основу
розвитку моральних якостей студентів. Метою організованої й керованої
позанавчальної діяльності є проектування життєдіяльності студентів з позицій
сучасної цивілізації і на базі духовних цінностей, які сприяють його розвитку.
Структура позанавчальної діяльності будується у вигляді послідовних,
взаємопов’язаних компонентів (мотив, дія, операція) і передбачає: змістовний блок,
блок спеціальних форм і видів діяльності, оптимальний термін роботи студентів з
суб’єктами різних мікросоціумів, відповідну програму їх дій.
Диссертация посвящена проблеме нравственного воспитания студентов
во внеучебной деятельности.
В работе уточняется сущность понятий нравственность, нравственные
качества, нравственные ценности, нравственные нормы. Раскрыты теоретико-
методологические предпосылки системного подхода к усовершенствованию
нравственного воспитания студентов.
Исходя из того, что внеучебная деятельность является одной из ведущих
сфер формирования личности, разработана ее структурно-функциональная модель как основа развития нравственных качеств студентов. Ведущая цель
организованной и управляемой внеучебной деятельности заключается в
проектировании жизнедеятельности студентов на позициях современной
цивилизации и на базе духовньїх ценностей, которые содействуют его
развитию и вхождению в нравственную культуру, развертыванию такого
способа жизни, которьій не уничтожает свободу проявлення нравственно-
личностного “Я”, не угнетает неповторимых качеств личности. Структура
внеучебной деятельности строится в виде последовательных взаимосвязанных
компонентов (мотив, действие, операции) и предполагает: содержательньїй
блок, блок специальных форм и видов деятельности, установленньїй термин
работы студентов с субьектами различных микросоциумов, соответствующую
программу их действий.
В ходе исследования бьши отработаны механизмы формирования
нравственности будущего учителя путем включення студентов в научно-
исследовательскую деятельность, ориентированную на углубление их
творческого потенциала, овладение методами приобретения социального
опыта. Зто реализуется через проблемные группы, чтение спецкурсов, изучение
позитивного опыта учителей, анализа и координации исследований студентов,
написание курсовых и дипломных работ, взаиморецензирование.
Показано, что в развитии нравственных качеств студентов значительными
потенциальными возможностями обладает педагогическая практика.
Подготовку к такому виду деятельности целесообразно осуществлять путем
консультаций, индивидуальных бесед, наблюдения за поведением учителя и
учащихся, взаимопосещения занятий, их анализа, целевой направленности
на установочных конференциях, специальных семинарах и т.д. Полученные результаты позволили определить комплекс субьективных и
обьективных факторов, влияющих на проявление нравственных качеств в
поведений студентов. Успешная реализация их влияния на процесе
нравственного становлення личности возможна при соответствующей
организации мотивационной деятельности студентов (установка на
значимость внеаудиторной работы, возможность вступления в взаимодействие
с различными субьектами, где потребуютея нравственные проявлення,
активный интерес к различным видам деятельности, где закрепляются
приобретенные нравственные навыки и осуществляется их стимулирование).
Развитие нравственной личности обеспечивается: включением студентов
в деятельность, активизирующей потребность в нравственном поведений;
формирование прогностических умений и навыков; овладением системой
моральных категорий и понятий; формированием механизма адекватной
самооценки, самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции; разработкой карт
наблюдений, где фиксируется характер и мотивьі моральньїх действий; ориентацией на зону ближайшего развития каждого студента.
С позиций современных требований и прогрессивных тенденций в
диссертации определены способы активизации процесса нравственного
воспитания студентов. С помощью разработанньїх показателей
сформированности нравственньїх качеств (особенности их проявлення,
отношенне к необходимости нравственного развития и саморазвития, степень
нравственного взаимодействия с различными субьектами) определялись
уровни их развития.
Результаты исследования позволили доказать достаточную зффективность
разработанной модели процесса нравственного воспитания студенческой
молодежи и социально-педагогических условий ее реализации.
Dissertation devoted to problem of students’ moral education during out-of
class activities and revealed the theoretical and methodological premises of system
atic approach to improvement of moral education of students. Worked up the model
of out-of-class activities (it’s essence, context, structure, criteria) and development
of students’ moral qualities. Theoretically grounded and experimentally tested me
thodical conditions of organization of students’ moral education in the structure of
out-of-class activities.
According to the fact that the out-of-class activity is one of the main spheres of
personality’s formation we worked out its structural and functional model as a base
of the development of students moral qualities. The aim of the organized and man
aged out-of-class activity is projecting of students life ability which stands on the
positions of moral valuables which help to develop them.
The structure of the out-of-class activity is built as a logical correlated compo
nents (reason, act, operation) and supposes: the rich-in-content block, the block of
special forms and rinds of activity, the optimal term of students’ work with persons
of different microgroups, corresponding program of their acts.