У статті викладено результати проведеного аналізу практики роботи закладів дошкільної освіти у напрямі формування соціальної компетентності у дітей старшого дошкільного віку з інтелектуальними порушеннями. Проаналізовано програмний матеріал, практику проведення освітніх занять та роботу педагогічних працівників у напрямі формування і розвитку показників соціальної компетентності у дітей визначеної нозології. Результати вивчення програмного матеріалу засвідчили недостатнє акцентування уваги на соціальному розвитку дошкільників із інтелектуальними порушеннями. Вивчення освітніх занять показало недостатнє приділення уваги розвитку соціально-мотиваційного та соціально-розвиткового складникам соціальної компетенції. Аналіз практики роботи педагогічних працівників виявив недостатню їх усвідомленість значимості і важливості розвитку у дітей соціальних якостей особистості. Особливої уваги потребує розробка діагностичного інструментарію та методичних рекомендацій, зокрема сюжетно-рольових ігор для старших дошкільників з порушеннями інтелектуального розвитку, що цілеспрямовано впливатимуть на корекцію виявлених порушень у соціальному розвитку.
В статье изложены результаты проведенного анализа практики работы учреждений дошкольного образования в направлении формирования социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Проанализированы программный материал, практика проведения занятий и работа педагогов в направлении формирования и развития показателей социальной компетентности у детей данной нозологии.
Результаты изучения программного материала показали недостаточное акцентирование внимания на социальном развитии дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Изучение образовательных занятий показало, что недостаточно уделяется внимания развитию социально-мотивационной и социально-развивающей составляющим социальной компетенции. Анализ практики работы педагогов обнаружил, что осознанность значимости и важности развития у детей социальных качеств личности у них недостаточна. Особого внимания требует разработка диагностического инструментария и методических рекомендаций, в частности сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников с нарушениями интеллектуального развития, целенаправленно влияющих на коррекцию выявленных нарушений в социальном развитии.
The article presents the results of the conducted analysis of the work of preschool education institutions in the direction of formation of social competence in senior preschool age children with intellectual disabilities. The program material, the practice of holding classes and the work of teaching staff in the direction of formation and development of the indicators of social competence of children of a certain nosology have been analyzed.
The results of the study of the program material have shown insufficient emphasis on the social development of preschool children with intellectual disabilities. Studies of educational activities have shown insufficient attention to the development of socio-motivational and socio-developmental components of the social competence. Analysis of work of the teaching staff has revealed insufficient recognition of the significance and importance of development of children’s social qualities. Particular attention should be paid to development of the diagnostic tools and methodological recommendations, in particular, role-playing games for senior preschool children with intellectual disabilities that will purposefully influence correction of identified violations in social development.