У статті обґрунтовано необхідність вивчення досвіду США в організації медичної освіти як країни, яка однією з перших у світі заявила про свою націленість на підвищення якості й ефективності системи вищої освіти. Доведено, що управління – це процес, під час якого формується інституційна і державна політика щодо вищої освіти. Аналіз літератури, пов’язаної з управлінням освітою, дав можливість розділити її на три напрями залежно від розуміння цього процесу: перший – управління процесом освіти (у деяких авторів – навчання, виховання або формування особистості); другий – управління освітніми організаціями; третій напрям – управління системами (програмами, проектами) освіти. Проаналізовано основні інструменти забезпечення ефективності управління вищою освітою. Виокремлено головні особливості управління медичною освітою в США.
В статье обоснована необходимость изучения опыта США в организации медицинского образования как страны, которая одной из первых в мире заявила о своей нацеленности на повышение качества и эффективности системы высшего образования. Доказано, что управление – это процесс, в ходе которого формируется институциональная и государственная политика в отношении высшего образования. Анализ литературы, связанной с управлением образованием, дал возможность распределить ее на три направления в зависимости от понимания этого процесса: первый – управление процессом образования (у некоторых авторов – обучением, воспитанием или формированием личности); второй – управление образовательными организациями; третье направление – управление системами (программами, проектами) образования. Проанализированы основные инструменты обеспечения эффективности управления высшим образованием. Выделены главные особенности управления медицинским образованием в США.
The given article substantiates the need to study experience of the USA in organization of medical education as a country that was one of the first in the world to declare its focus on improving the quality and efficiency of higher education system. It has been proved that management is a process in which institutional and state policy is formed in relation to higher education. Analysis of the literature related to the management of education, made it possible to divide it into three directions, depending on the understanding of this process: the first direction implies the management of the educational process (in some authors – training, education, or personality formation); the second – the management of educational organizations; the third direction – the management of systems (programs, projects) of education. The main tools for ensuring the efficiency of management of higher education have been analyzed. The main features of medical education management in the USA have been singled out.