З огляду на визначальну роль фізичних вправ і фізичної культури особи, існує наукова проблема обґрунтування нових можливостей посилення ролі дисципліни «Фізичне виховання» у вирішенні гострих валеологічних проблем суспільства. Показано, що валеологія у бажаному її стані це комплексна дисципліна, направлена на збереження та укріплення здоров’я людини, яка має використовувати індивідуальні методи і технології задля досягнення і збереження здоров’я та вирішення проблем життєдіяльності. Будівництво здоров’я – це не перехід до практики самолікування, але відповідна цінностям особи бути здоровою і можливостям життя конкретної людини система її творчої діяльності по формуванню і підтримці оптимального рівня індивідуального здоров’я. Становлення особистості, яка самовизначилась до фізкультурної діяльності або ж будівництва власного здоров’я, яка відмовилась від звичної, поширеної пасивної позиції споживача медичних послуг, це важлива теоретична і практична проблема для сучасних систем освіти. Непрофесійна фізкультурна освіта, що розробляє технології становлення фізкультурно-діяльної особи і будівничого власного здоров’я як раз і повинна стати основою реформи дисципліни «Фізичне виховання».
Качественные изменения в системе общественной жизни потребовали пересмотра представлений о примате профессионально-прикладной физической подготовки в общей системе подготовки выпускников высших учебных заведений к избранной трудовой деятельности, как это понималось во времена СССР. Появились представления о важности формирования мобильного специалиста с высоким уровнем умственной работоспособности и достаточным уровнем здоровья, готового за счет высокой степени адаптации периодически занимать различные профессиональные позиции, независимо от названия полученной специальности; который умеет быстро и результативно восстанавливать работоспособность. Учитывая определяющую роль физических упражнений и физической культуры личности в жизни человека, предстоит решить научную проблему обоснования новых возможностей усиления роли дисциплины «Физическое воспитание» в решении острых валеологических проблем общества. Показано, что валеология в желаемом для общества состоянии это комплексная дисциплина, направленная на сохранение и укрепление здоровья человека, она должна использовать индивидуальные методы и технологии для достижения и сохранения здоровья в решении проблем жизнедеятельности. Здравостроительство - это не переход к самолечению, но соответствующая ценностям личности быть здоровой и возможностям жизни конкретного человека система ее творческой деятельности по формированию и поддержанию оптимального уровня своего здоровья. Становление личности, которая самоопределилась к физкультурной деятельности или здравостроительству, отказалась от распространенной пассивной позиции потребителя медицинских услуг, важная теоретическая и практическая проблема для современных систем образования. Непрофессиональное физкультурное образование (или физкультурное образование человека) - это составная часть разностороннего образования личности будущего специалиста с высшим образованием, независимо от профессии. Оно является важным для рациональной организации его индивидуальной жизнедеятельности за счет приобретенных компетентностей. Непрофессиональное физкультурное образование, разрабатывающее технологии становления физкультурно-деятельной личности и здравостроителя как раз и должно стать основой реформы дисциплины «Физическое воспитание» в современной высшей школе.
Qualitative changes in the system of public life required a revision of the ideas about the primacy of vocational and applied physical training in the general system of training graduates of higher educational institutions for their chosen work activities, as was understood in Soviet times. Now there are new ideas about the importance of forming a mobile specialist with a high level of mental performance and a constant level of health, due to a high degree of adaptation, to periodically hold various professional positions, regardless of the name of the specialty received; which is able to quickly and efficiently restore performance. Taking into account the decisive role of physical exercises and physical culture of the individual in a person’s life, the scientific problem of substantiating new opportunities to enhance the role of the discipline "Physical education" in solving acute valeological problems of society is to be solved. It is shown that valeology in the desired state for society is a complex discipline aimed at preserving and strengthening human health, it must use individual methods and technologies to achieve and preserve health in solving problems of life activity. Health-building is not a transition to selftreatment, but a system of its creative activity for shaping and maintaining an optimal level of one’s health that corresponds to the values of the individual to be healthy and the possibilities of life of a particular person. The formation of a person who is selfdetermined to physical activity or health-building, has abandoned the common passive position of the consumer of medical services, an important theoretical and practical problem for modern educational systems. Non-professional physical education (or physical education of a person) is an integral part of the versatile education of the personality of a future specialist with a higher education, regardless of the profession. It is important for the rational organization of its individual life activity through acquired competencies. Non-professional physical education, which develops technologies for the development of physical education and an active person and a health planner, should be the basis for the reform of the discipline "Physical Education".