У дисертаційному дослідженні автором здійснено аналіз основних
наукових ідей, положень і теоретико-методологічних підходів використання
веб-орієнтованих технологій у навчанні інформатики в закладах загальної
середньої освіти, обґрунтовано та розроблено компоненти веб-орієнтованої
методичної системи навчання інформатики учнів старших класів закладів
загальної середньої освіти.
Уточнено поняття: «веб-орієнтоване інформаційно-освітнє середовище
закладу загальної середньої освіти», «веб-орієнтоване навчальне середовище»,
«веб-орієнтована методична система навчання інформатики», «веб-
орієнтований навчальний курс»; розроблено модель структури веб-
орієнтованого інформаційно-освітнього середовища закладу загальної середньої
освіти, розроблено модель структури веб-орієнтованого курсу для навчання
інформатики та модель проектування веб-орієнтованого навчального курсу для
вчителів закладів загальної середньої освіти; здійснено добір інструментарію
розробника (засобів авторингу) для проектування динамічного мультимедійного
контенту системи управління навчальними матеріалами.
Реалізація основних положень дослідження спрямована на вдосконалення
існуючої інформатичної освіти для педагогічно-виваженого проектування веб-
орієнтованих навчальних курсів з інформатики, що дозволяє узагальнити і
систематизувати використання інформаційно-комунікаційних технологій,
підвищити рівень професійної підготовки вчителів. Проведений педагогічний
експеримент повністю підтвердив те, що педагогічно виважене, науково
обґрунтоване, цілеспрямоване використання веб-орієнтованих технологій у
навчанні інформатики в закладах загальної середньої освіти сприятиме
глибокому і осмисленому засвоєнню учнями навчального матеріалу.
В диссертационном исследовании автором осуществлен анализ основных
научных идей, положений и теоретико-методологических подходов
использования веб-ориентированных технологий в обучении информатики в
учреждениях общего среднего образования, обоснованы и разработаны
компоненты веб-ориентированной методической системы обучения
информатики учащихся старших классов учреждений общего среднего
образования.
Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к
совершенствованию форм взаимодействия участников педагогического
процесса. Особое значение приобретают веб-технологии, в педагогически
взвешенном использовании которых есть возможности интеграции содержания
обучения, информационно-коммуникационных технологий и педагогических
технологий в информационно-образовательной среде учреждения общего
среднего образования.
Среди преимуществ использования веб-ориентированных технологий
можно выделить следующие: доступ учеников к учебным материалам в любое
время и в любом месте, где есть Интернет; доступность получения
образовательных услуг; наличие обратной связи с учителем; использование
мультимедийного динамического учебного содержания; развитие у учащихся
навыков самостоятельной работы.
В работе уточнены понятия «веб-ориентированная информационно-
образовательная среда учреждения общего среднего образования», «веб-
ориентированная учебная среда», «веб-ориентированная методическая система
обучения информатике», «веб-ориентированный учебный курс»; разработана
модель структуры веб-ориентированной информационно-образовательной
среды учреждения общего среднего образования, разработаны модель
структуры веб-ориентированного курса для обучения информатике и модель
проектирования веб-ориентированного учебного курса для учителей
учреждений общего среднего образования; осуществлен отбор средств
авторинга для проектирования динамического мультимедийного контента
системы управления учебными материалами.
Информационно-образовательная среда учреждения общего среднего
образования в исследовании рассматривается как система, состоящая из
совокупности подсистем (образовательных ресурсов), которые используются
для информационного обмена между участниками образовательного процесса
на основе современных веб-ориентированных технологий. Основное место в модели структуры информационно-образовательной
среды учреждения общего среднего образования отведено веб-ориентированной
учебной среде заведения общего среднего образования, созданной с помощью
системы управления учебными материалами, где зарегистрированные ученики
получают доступ к учебным курсам.
Реализация основных положений исследования направлена на
совершенствование существующего информатического образования для
педагогически взвешенного проектирования веб-ориентированных учебных
курсов по информатике, что позволяет обобщить и систематизировать
использования веб-ориентированных технологий, повысить уровень
профессиональной подготовки учителей.
Составляющей веб-ориентированной методической системы обучения
информатике учащихся старших классов есть веб-ориентированная
методическая система обучения компьютерной верстки и веб-
программирования, основные компоненты которой реализовано в курсе по
выбору «Основы верстки и веб-программирования». Программа этого курса
состоит из двух содержательных линий: основы компьютерной верстки и
дизайна полиграфической продукции и основы компьютерной верстки и
дизайна сайтов с изучением основ веб-программирования.
Для подтверждения эффективности предложенной веб-ориентированной
методической системы обучения информатике в заведении общего среднего
образования проведен педагогический эксперимент. Анализ полученных
результатов позволяет сделать вывод, что в экспериментальных группах
значительно больше учеников усвоили тему с оценками высокого уровня по
сравнению с учениками в контрольных группах, что объясняется результатом
внедрения предложенных компонентов веб-ориентированной методической
системы обучения компьютерной верстки и веб-программирования в заведениях
общего среднего образования.
Проведенный педагогический эксперимент полностью подтвердил то, что
педагогически взвешенное, научно обоснованное, целенаправленное
использование веб-ориентированных технологий в обучении информатики в
учреждениях общего среднего образования будет способствовать глубокому и
осмысленному усвоению учащимися учебного материала.
In the dissertation research the author made the analysis of the main scientific
ideas, provisions and theoretical and methodological approaches of using web-based
technologies in learning Informatics in the establishments of general secondary
education, substantiated and developed the components of the web-based methodical
system of learning Informatics for students in high school establishments of general
secondary education.
Specified the “web-based informational and educational environment of the
establishment of general secondary education”, “web-based educational
environment”, “web-based study course”, “web-based methodological system of
learning Informatics” concept; developed a model of the structure of a web-based
information and educational environment of the institution of general secondary
education, developed a model of the structure of a web-oriented course for the teaching
of computer science and a model for designing a web-based training course for
teachers of institutions of general secondary education; was implemented the selection
of authoring tools for designing dynamic multimedia content of learning content
management system.
The implementation of the main provisions of researching is focused on
improving existing informative education for pedagogically considered of projecting
web-based study courses for the Informatics, which allows to generalize and
systematize using of information and communication technologies, increase the level
of professional teachers’ training. The conducted pedagogical experiment completely
confirmed, that pedagogically considered, evidence-based, targeted use of the web-
based technologies in learning Informatics in the establishments of general secondary
education will contribute to a deep and meaningful assimilation of educational material
by students.