Дисертаційне дослідження присвячене обґрунтуванню методичної
системи практично-технічної підготовки майбутніх учителів в умовах
змішаного навчання. В межах дослідження здійснено аналіз основних наукових
ідей, положень і теоретико-методологічних підходів до впровадження
змішаного навчання у закладах вищої освіти, охарактеризовано основні
тенденції наукових розвідок, що стосуються проблеми дослідження і можливих
шляхів її розв’язання.
Автором обґрунтовано основні теоретичні засади практично-технічної
підготовки майбутніх учителів інформатики, в основу якої покладено
компетентнісний, конструктивістський, коннективістський, міждисциплінарний
та діяльнісний підходи. Ключовими в такій підготовці визначено інформаційно-
технічні компетентності майбутніх учителів інформатики.
Для реалізації поставлених у дослідженні основних завдань розроблено
модель методичної системи практично-технічної підготовки майбутнього
учителя інформатики в умовах змішаного навчання, яка містить такі
компоненти: цільовий, мотиваційний, змістовий, операційно-діяльнісний,
контрольно-регулювальний та оцінювально-результативний. В основі моделі
покладено реалізацію інформаційно-освітнього середовища, яке забезпечує
якісну практично-технічну підготовки майбутніх учителів інформатики та
сприяє підвищенню їх інформаційно-технічних компетентностей.
Для підтвердження ефективності запропонованої методичної системи
практично-технічної підготовки майбутніх учителів інформатики в умовах
змішаного навчання проведено педагогічний експеримент. Аналіз результатів,
отриманих у ході педагогічного експерименту, дають змогу зробити висновок, що розроблена і запропонована нами методична система практично-технічної
підготовки майбутніх учителів інформатики в умовах змішаного навчання дала
позитивний результат і сприяла підвищенню рівня інформаційно-технічних
компетентностей фахівця.
Диссертационное исследование посвящено обоснованию методической
системы практико-технической подготовки будущих учителей в условиях
смешанного обучения. В рамках исследования проведен анализ основных
научных идей, положений и теоретико-методологических подходов к
внедрению смешанного обучения в учреждениях высшего образования,
охарактеризованы основные тенденции научных исследований, касающихся
проблемы исследования и возможных путей ее решения. Аавтором определено,
что смешанное обучение является перспективной формой организации учебной
деятельности, в частности в процессе практико-технической подготовки и
широко внедряется в учреждениях Украины и за рубежом. Это подтверждается
количественными показателями (большое количество пользователей получают
образование онлайн), успешным внедрением международных программ и
проектов в области смешанного обучения в образовательных учреждениях
разных стран, развитием базовых моделей смешанного обучения и внедрением
в образовательный процесс их модификаций.
В работе проанализированы следующие четырех базовых моделей
смешанного обучения: ротационная модель, гибкая модель, модель
самостоятельного смешивания, виртуально-обогащенная модель. Такие модели,
как гибкая, виртуально-обогащенная, персонализированная модели и модель
самостоятельного смешивания не являются оптимальными для использования в
образовательном процессе, поскольку требуют кардинальных преобразований
как в сфере образования, так и управления учебным заведением. Более
приемлемыми для использования в процессе практико-технической подготовки
будущих учителей информатики есть модели «Изменение станций»,
«Изменение лабораторий» и «Перевернутое обучения».
Автором обоснованы основные теоретические основы практико-
технической подготовки будущих учителей информатики, в основу которой положен компетентностный, конструктивистский, коннективистский,
междисциплинарный и деятельностный подходы. Ключевыми в такой
подготовке определены информационно-технические компетентности будущих
учителей информатики. Анализ различных подходов к определению
профессиональных компетенций учителей информатики позволил выделить
следующие компоненты информационно-технической компетентности:
информационные; профессионально-практические; предметно-
ориентированные.
Для реализации основных задач исследования разработана модель
методической системы практико-технической подготовки будущего учителя
информатики в условиях смешанного обучения, содержит следующие
компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операционно-
деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
Успешность реализации предлагаемой модели зависит от многих факторов, в
частности это создание соответствующей современной материально-
технической базы, формирование эффективных концепций и методик
смешанного обучения конкретным дисциплинам, модернизация
организационных факторов, подготовка кадров, определенные структурные
изменения и т.д.
В основе модели лежит реализация информационно-образовательной
среды, которая обеспечивает качественную практико-техническую подготовку
будущих учителей информатики и способствует повышению их
информационно-технических компетенций. Установено, что развитие
информационно-образовательной среды может происходить на основе таких
принципов: реализация новых концепций и методик обучения; разработка
моделей обучения на основе информационно-коммуникационных технологий;
материально-техническое обеспечение; применения информационно-
коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса;
оптимизация использования образовательных веб-ресурсов; формирование
профессиональных компетенций; повышение квалификации в области
овладения современными информационно-коммуникационными технологиями;
наличие и совершенствование работы отделов, которые непосредственно
обеспечивают информационную инфраструктуру высших учебных заведений;
разработка и внедрение в образовательный процесс педагогического
программного обеспечения; разработка электронных образовательных ресурсов
и т.д.
Для подтверждения эффективности предложенной методической системы
практико-технической подготовки будущих учителей информатики в условиях
смешанного обучения проведен педагогический эксперимент. Анализ
результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, позволяет
сделать вывод, что разработанная и предложенная нами методическая система
практико-технической подготовки будущих учителей информатики в условиях
смешанного обучения дала положительный результат и способствовала
повышению уровня информационно-технических компетенций специалиста.
The dissertation is devoted to the substantiation of methodical system of
practical and technical training of future teachers in terms of blended training. The
research analyzes the main scientific ideas, provisions and theoretical and
methodological approaches to the implementation of blended learning in institutions
of higher education. It describes the main trends of the research related to the
problem and possible ways to solve it.
The author substantiates the basic theoretical foundations of practical and
technical training of future IT teachers, which is based on competence,
interdisciplinary and activity approaches, as well as training on the basis of
constructivism and connectivism. Information and technical competencies of future
IT teachers are defined as key ones in such training.
To implement the main objectives of the study we developed a model of
methodical system of practical and technical training of future IT teachers in a
blended learning environment. This model includes the following components: target,
motivational, informative, operational, activity, control, regulation, evaluative, and
effective ones. The model is based on the implementation of information and
educational environment, which provides high-quality practical and technical training
of future IT teachers and contributes to the improvement of their information and
technical competencies.
We carried out the pedagogical experiment to confirm the effectiveness of the
proposed methodical system of practical and technical training of future IT teachers
in terms of blended learning. The analysis of the results obtained in the course of
pedagogical experiment allow us to conclude that the developed and proposed
methodical system of practical and technical training of future IT teachers in terms of
blended learning gave a positive result and contributed to the increase of the level of
information and technical competence of the specialist.