Многократно установлено, в том числе школой проф. Р. Т. Раевского, что здоровый образ жизни (ЗОЖ)
является реально работающим способом укрепления и сохранения здоровья, подготовки к активной
жизнедеятельности студенческой молодежи.
Вместе с тем, по нашим данным, регулярно используют этот фактор только чуть больше трети
студентов. Это связано с тем, что приобщение студентов к ЗОЖ – сложная педагогическая и личностная проблема,
оптимальные пути решения которой пока еще не определены в полной мере. Объясняется такое положение дел тем,
что предлагаемые мероприятия, как правило, не предусматривают интересы и личный опыт студентов по
формированию их образа жизни. Проведя опрос студентов с целью выяснения их мнения о наиболее действенных мерах,
создающих реальные предпосылки для полноценного использования всех основных компонентов ЗОЖ, эффективно
содействующих укреплению здоровья. К ним на основе факторного анализа отнесены: рациональный труд,
рациональное питание, рациональная двигательная активность, суточный режим, закаливание, личная гигиена,
психогигиена, отказ от вредных привычек (табакокурения, употребления алкогольных напитков и наркотиков). В
результате было выявлено следующее. Рационализацию своего студенческого труда и суточного режима
значительная часть студентов связывает, прежде всего, с оптимизацией организации образовательного процесса в
вузе. В этой связи 30 % опрошенных нами студентов предлагает начинать учебные занятия с 9-10 ч., с тем чтобы
можно было успеть полноценно организовать начало своего рабочего дня (сделать зарядку, позавтракать, без спешки
добраться до места учебы).
Багато разів встановлено, що здоровий спосіб життя (ЗСЖ) є реально працюючим способом
зміцнення та збереження здоров’я а також підготовки до активної життєдіяльності студентської молоді.
Разом з тим, за нашими даними, регулярно використовують цей чинник тільки трохи більше третини
студентів. Це пов’язане з тим, що залучення студентів до ЗСЖ – це складне педагогічне та особистісне питання,
оптимальні шляхи вирішення якого поки що не визначені в повному обсязі. Пояснюється це тим, що запропоновані
заходи, як правило, не передбачають інтереси та особистий досвід студентів щодо формування їх спосіб життя. Було
проведене опитування студентів з метою з’ясування їх думки про найбільш дієві заходи, які створюють реальні
передумови для повноцінного використання всіх основних елементів ЗСЖ, які ефективно сприяють зміцненню здоров’я.
До них на основі факторного аналізу віднесені: раціональна праця, раціональне харчування, раціональна рухова
активність а також добовий режим та загартовування, особистісна гігієна, психогігієна, відмова від шкідливих звичок
тощо. В результаті було виявлене наступне. Раціоналізацію своєї студентської праці та добового режиму значна
частина студентів пов’язує з оптимізацією організації освітнього процесу. З огляду на це, 30 % опитаних студентів
пропонують починати учбові заняття з 9 – 10 годин з тим, щоб можна було встигнути організувати початок свого робочого дня (зробити зарядку, поснідати, дістатися до місця навчання).
It is
cleared for many times that health mode of life is the really working method of strengthening and saving a health as well as preparing
active life of students’ youth.
Among them according to out data only about 34 % students regularly use this factor. This is connected with the fact that
the union of students to health mode of life is the complex pedagogical and personal question; optimal ways of solving this question
are not determined at present. We can explain it at such manner: proposed measures as a rule do not foresee interests and personal
experience of students concerned to forming their mode of life. It took place a questionnaire of students to clear their opinion about
the most active measures which create real base for right application of all main elements of health mode of life; these elements
promote strengthening health. On the basis of factor analysis we consider as follows: rational work, rational nutrition, rational moving
activities as well as day order and hardening, personal hygiene, psychological hygiene, refuse against harmful habits etcetera. As a
result we cleared as follows. The most part of students connects with an otimization of an organization of learning process the
rationalization of their students’ work and day order. About 30 % students propose to begin learning lessons from 9 – 10 a.m. to
organize the beginning of their working day (to do morning exercise, to breakfast, to attain to lessons).