В статье раскрываются проблемы формирования ценностей у подростков, рассматриваются доводы того, что именно в этом возрасте складываются самые благоприятные условия для развития системы ценностей девушек и юношей, и предлагаются разработки учебного материала по авторской культурологической модели содержания учебника для урока английского языка. Дается определение ценностей, рассматриваются этап формирования и динамика изменений системы ценностей человека. Описываются особенности подросткового периода, авторы рассуждают о процессах, происходящих в жизни подростков, о проблемах и кризисах, соотносимых с данным периодом. Авторами подчеркивается, что именно этот возрастной период имеет огромное значение для формирования ценностей, так как в этом возрасте и заложена благодатная почва для работы с ребятами по развитию культурологической личностной позиции у студентов. Для этого предлагаются содержательные рекомендации к современному учебнику на основе авторской культурологической модели, состоящей из педагогических закономерностей, онтокультурологических принципов и инструментальных функций учебника. Данные рекомендации претворены в разработки уроков по английскому языку. Разработки уроков содержат в себе культурологические доминирующие идеи: акценты на ценностных аспектах человеческого бытия (аксиологические акценты), введение в мир общечеловеческих, национальных, этнонациональных и личных ценностей, нравственных идеалов. Учебный материал содержит в себе также передачу
устоявшихся типов культурного поведения, образцов культурного мышления; материалы, способствующие ценностно-смысловому самоопределению студента; употребление эмоционально окрашенных структурно-семиотических
единиц языка; выражение студентом эмоционально-ценностного отношения к миру и самому себе; эмпатийное понимание у студента; использование приемов обучения и воспитания, различных изобразительных средств, способов
художественного познания. Авторы предполагают, что использование данных разработок на уроке английского языка должно развить и усилить формирование культурологической личностной позиции у студентов. Авторы выражают
надежду, что данные рекомендации будут интересны и полезны педагогам школ и вузов.
У статті розкриваються проблеми формування цінностей у підлітків, розглядаються аргументи для того, що саме в цьому віці створюються найбільш сприятливі умови для розвитку системи цінностей дівчат та юнаків, та пропонуються розробки навчального матеріалу згідно з авторською культурологічною моделлю змісту підручника для уроку англійської мови. Надається визначення цінностей, розглядаються етап формування та динаміка змін у системі цінностей людини. Описуються особливості підліткового періоду, автори розмірковують про процеси, що відбуваються в житті підлітків, про проблеми та кризи, співвіднесені із цим періодом. Авторами підкреслюється, що саме цей віковий період має велике значення для формування цінностей, оскільки саме в цьому віці і закладене сприятливе підґрунтя для роботи з підлітками з розвитку культурологічної особистісної позиції в майбутніх студентів. Для цього
пропонуються змістовні рекомендації до сучасного підручника на основі авторської культурологічної моделі, що складається з педагогічних закономірностей, онтокультурологічних принципів та інструментальних функцій підручника. Ці рекомендації впроваджені в розробки уроків з англійської мови. Розробки уроків містять у собі культурологічні домінуючі ідеї: акценти на ціннісних аспектах людського буття (аксіологічні акценти), введення у світ загальнолюдських та особистих цінностей, моральних ідеалів. Навчальний матеріал містить також передачу усталених типів культурної поведінки, зразків культурного мислення; матеріали, що сприятимуть ціннісно-смисловому самовизначенню студента, використання емоційно забарвлених структурно-семіотичних одиниць мови; вираження студентом емоційно-ціннісного ставлення до світу і самого себе; емпатійне розуміння в студента; використання прийомів навчання і виховання, різноманітних виражальних засобів, способів художнього пізнання. Автори вважають, що використання таких розробок на уроці англійської мови повинно розвинути і підсилити формування культурологічної особистісної
позиції в студентів. Автори висловлюють сподівання, що пропоновані рекомендації викличуть інтерес та стануть у нагоді педагогам шкіл та ВНЗ.
In the article the problems of teenagers’ values formation are disclosed, the reasons are considered of which, that namely in this age the most favorable conditions for the development of adolescents’ values system are formed. And the design works are
suggested for training material on the author’s culturological model of a text-book content for an English lesson. The values definition is given, the stage of formation and the dynamics of changes of a person’s values system are considered. Teenage period features are described, the authors discuss the processes happening in the teenagers’ life, the problems and crises corresponding to this period. The authors outline that namely this age period has the enormous meaning for values formation as at this age there is a fertile ground for work with the children on the development of the culturological personal position of students. For this the instructive recommendations for a modern text-book are offered on the basis of the author’s culturological model consisting of pedagogical regularities, ontoculturological principles and instrumental functions of a text-book. These recommendations have been implemented into the design works of an English lesson. The design works of the lessons contain culturological dominant ideas: emphases on value aspects of the person life (axiological emphases), introduction to the world of universal, national, ethno-national and personal values, moral ideals. The training material also contains the transmission of the formed types of cultural behavior, samples of cultural thinking; the materials facilitating value-meaningful self-definition of a student; the use of emotionally-colored structurally-semiotic language units; the student’s expression of the emotionally-value attitude to the world and to himself; the student’s empathic understanding; the use of means of training and education, different
figurative instruments, the ways of artistic cognition. The authors suggest that the use of these design works in an English lesson must develop and strengthen the formation of the students’ culturological personal position. The authors express the hope that
these recommendations will be interesting and useful for educators of schools and universities.