У статті розглянуто особливості виховання фахівців спеціальності "академічний спів". Зазначено, що в процесі формування вокальних навичок необхідне опанування диханням, способом звуковидобування, розвитком специфіки вимови. Професійне вокальне виконавство неможливе без поєднання вокальних даних, артистизму, які контролюються інтелектом. Провідну роль має здатність розкривати зміст творів, формувати належний художньо-образний вимір. Значну роль для виховання співаків має репертуар, виконання якого зумовлює появу тих чи інших вимог до виконавця. Провідне значення мають камерно-вокальні твори, які становлять основу у підготовці виконавців. У спадщині українських композиторів наявна велика кількість романсів, пісень, вокальних циклів, розрахованих для різних голосів. Формування камерно-вокальних творів до середини XX століття зумовлене традиціями сформованими Миколою Лисенко. Натомість друга половина XX – початок XXI століття супроводжується появою солоспівів, в яких розширюються вимоги до співаків, які пов’язані з використанням різних вокальних манер, розширенням меж виконавського діапазону, можливістю використовувати граничні віхи динамічної амплітуди, застосовуванням різних прийомів.
В статье рассмотрены особенности воспитания специалистов направления "академическое пение". Отмечено, что в процессе формирования вокальных навыков необходимо овладение дыханием, способом звукоизвлечения, развитием специфики произношения. Профессиональное вокальное исполнительство невозможно без сочетания вокальных данных, артистизма, которые контролируются интеллектом. Ведущую роль играет способность раскрывать содержание произведений, формировать надлежащее художественно-образное измерение. Значительную роль для воспитания певцов имеет репертуар, исполнение которого приводит к появлению тех или иных требований к исполнителю. Ведущее значение имеют камерно-вокальные произведения, которые составляют основу в подготовке исполнителей. В наследии украинских композиторов имеется большое количество романсов, песен, вокальных циклов, рассчитанных для разных голосов. Формирование камерно-вокальных произведений до середины XX века обусловлено традициями сформированными Николаем Лысенко. Зато вторая половина XX – начало XXI века сопровождается появлением произведений, в которых расширяются требования к певцам, связанные с использованием различных вокальных манер, расширением границ исполнительского диапазона, возможностью использовать предельные вехи динамической амплитуды, применением различных приемов.
In the article features of education of specialists of the direction "academic singing" is considered. It is noted that in the process of formation of vocal skills it is necessary to master the breath, the way of sound extraction, the development of the specificity of pronunciation. Professional vocal performance is impossible without a combination of vocal data, artistry, which are controlled by the intellect. The leading role is played by the ability to disclose the content of works, to form a proper artistic and imaginative dimension. Significant role for the education of singers has a repertoire, the performance of which leads to the appearance of certain requirements to the performer. Chamber-vocal works are very importance; they form the basis for the preparation of performers. In the legacy of Ukrainian composers there is a large number of romances, songs, vocal cycles, calculated for different voices. The formation of chamber-vocal works up to the middle of the XX century is conditioned by the traditions formed by Nikolai Lysenko. But the second half of the XX – beginning of the XXI century is accompanied by the appearance of works in which the requirements for singers are expanded, connected with the use of different vocal manners, expanding the boundaries of the performing range, the possibility to use the limiting milestones of the dynamic amplitude, the use of various techniques.