Дослідження присвячено розкриттю змісту соціально-правового концепту в контексті розвитку ідеї "дитиноцен‑ тризму" як особистісно зорієнтованої соціальної моделі, в основі якої – завдання якомога більше наблизити становлення і розвиток особистості кожної дитини до її сутності, природних здібностей і майбутніх життєвих траекторій. Визначено напрями реалізації соціально-правового концепту ідеї "дитиноцентризму" на сучасному етапі його розвитку, а саме загальноосвітній, виховно-профілактичний, охоронний. Особливу увагу авторів присвячено висвітленню сутності соціально-педагогічної діяльності із захисту прав дитини, яка полягає у виборі та здійсненні суб’єктами захисту програм за чотирма напрямами: профілактика порушень прав дитини, адаптація дитини до існування у власному правовому середовищі, корекція і реабілітація правового становища дитини.
Исследование посвящено раскрытию содержания социально-правового концепта в контексте развития идеи "детоцентризма" как личностно ориентированной социальной модели, в основе которой – задание как можно больше приблизить становление и развитие личности каждого ребенка к ее сущности, естественным способностям и будущим жизненным траекториям. Определены направления реализации социально-правового концепта идеи "детоцентризма" на современном этапе его развития, в частности общеобразовательный, воспитательно-профилактический, охранный. Особое внимание авторов уделено освещению содержания социально-педагогической деятельности по защите прав ребенка, которая заключается в выборе и осуществлении субъектами защиты программ за четырьмя направлениями: профилактика нарушений прав ребенка, адаптация ребенка к существованию в собственной правовой среде, коррекция и реабилитация правового положения.
The article is devoted to opening a social legal concept in the context of the development a "child-centrism" idea as a personality oriented social model, in basis of that – a task to bring maximally nearer the process of a personality formation and development of each child to its essence, specific abilities and future life trajectories. The authors stress that such understanding of "child-centrism" in essence correlates. Directions of the realization of social legal concept of a "child-centrism" idea on the modern stage of it development are described in the article, in particular general educative, upbringing prophylactic, protec‑ tive. Much attention is given to the content of social-pedagogical activity on the protection of children rights, which consists in a choice and realization the programs by subjects of protection. Authors describe following four directions: the prevention of violations of children rights, the adaptation of child to existence in an own legal environment, the correction and rehabilitation of children legal position.