У статті розглянуто специфіку формування роботи концертмейстера з різними виконавцями. Підкреслено, що вимоги до піаністів висуваються досить подібні та більше того – тотожні у багатьох пунктах. Робота концертмейстера передбачає вміння адаптуватись під вимоги виконавців, з якими вони працюють. Крім цього, неабияку роль у професійній діяльності піаніста-концертмейстера відіграє потреба підлаштовуватись під манеру викладача з фаху. Зазначено, що робота з вокалістами (академічний спів та естрадний спів), з інструменталістами-солістами, диригентами має низку сутнісних відмінностей. Концертмейстер має звертати увагу на створення дуету та співдомірного поєднання вокального та інструментального начал, сюди відносяться дотримання динамічного балансу, необхідності підтримки вокаліста, виділенні ключових тонів, які б допомогли співаку. До проблем, які постають перед концертмейстерами-піаністами, можна віднести постійно зростаючий репертуар, який треба майстерно грати, необхідність поєднувати функції піаніста та викладача. Під час роботи з симфонічними диригентами концертмейстер мусить мати надзвичайно великий слуховий досвід, знаючи й у практичному вимірі багато різних творів для симфонічного оркестру. Причому спрямування цього досвіду має поєднуватись з умінням відтворити потрібне темброве звучання.
В статье рассмотрена специфика формирования работы концертмейстера с различными исполнителями. Подчеркнуто, что требования к пианистам выдвигаются довольно похожие и более того – тождественные во многих пунктах. Работа концертмейстера предполагает умение адаптироваться под требования исполнителей, с которыми они работают. Кроме этого, большую роль в профессиональной деятельности пианиста-концертмейстера играет потребность подстраиваться под манеру преподавателя по специальности. Отмечено, что работа с вокалистами (академическое пение и эстрадное пение), с инструменталистами-солистами, дирижерами имеет ряд существенных различий. Концертмейстер должен обращать внимание на создание дуэта и соразмеренное сочетание вокального и инструментального начал, сюда относятся соблюдение динамического баланса, необходимость поддержки вокалиста, выделение ключевых тонов, которые помогли бы певцу. К проблемам, которые возникают перед концертмейстерами-пианистами, можно отнести постоянно растущий репертуар, который надо мастерски играть, необходимость совмещать функции пианиста и преподавателя. При работе с симфоническими дирижерами концертмейстер должен иметь очень большой слуховой опыт, зная и в практическом измерении много различных произведений для симфонического оркестра. Причем направление этого опыта должно сочетаться с умением воссоздать нужное тембровое звучание.
The article deals with the specifics of the formation of the concertmaster with different performers. It is emphasized that requirements for pianists are quite similar and moreover – identical in many points. The work of the concertmaster involves the ability to adapt to the requirements of the performers with whom they work. In addition, the role of the professional pianist-concertmaster plays is important in the need to adapt to the style of a specialist teacher. It is noted, that work with vocalists (academic singing and pop singing), with instrumentalists-soloists, conductors has a number of essential differences. Concertmaster should pay attention to the creation of a duet and joint combination of vocal and instrumental principles, including the observance of the dynamic balance, the need to support the vocalist, the selection of key tones that would help the singer. The problems faced by pianist concertmasters include the constantly growing repertoire, which needs to be skillfully played, the need to combine the functions of a pianist and a teacher. When working with symphonic conductors, the concertmaster must have an extremely great auditory experience, knowing in practical terms many different works for the symphony orchestra. Moreover, the direction of this experience should be combined with the ability to reproduce the desired tone sound.