В свете современной гуманизации и индивидуализации обучения проблема связи образного и понятийного мышления детей младшего школьного возраста есть достаточно актуальной. В статье предлагаются психологические условия и пути развития образного и понятийного мышления младшего школьника с учетом их взаимосвязей и индивидуальных особенностей. В основе развивающей программы лежит идея о взаимосвязи мыслительного образа с его образным контекстом (зрительным, тактильным, аудиальным) и вербальным определением, постоянными переходами от образа к понятию, и наоборот. В структуре развивательной программы выделено четыре блока: 1) блок развития образного мышления; 2) блок развития понятийного мышления; 3) задания на формирование переходов от образа к понятию, и обратный процесс; 4) задания, направленные на изменение скорости движений, поддержание определенного темпа деятельности. Система занятий предполагает постепенное усложнение заданий с учетом возможности самостоятельной работы учеников, кроме того, задания построены таким образом, чтобы каждое предыдущее помогало справиться со следующим.
The problem of correlation between image and conceptual thinking of primary school children is highly relative in the world of current humanization and customization of studying process. In this article psychological circumstances and development paths of image and conceptual thinking of young school children are suggested with due account of their correlation and individual characteristics. The statement about the correlation between mental image with its imaginative context (visual, tactile, audio) and verbal definition, continuous transitions from image to general idea and backwards makes the heart of the developing program. The developing program is structured into 4 blocks: 1) image thinking development; 2) conceptual thinking development; 3) tasks to form transitions from image to general idea and its backward process; 4) tasks determined to change motion speed, encourage a certain activity rate. A system of lessons foresees step-by-step complication of tasks with due account of possible independent work of students. Besides that, tasks are structured in such way, so that each previous would help to complete the next one.