В статье даётся анализ системы методов, позволяющих изучать особенности
общения детей в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения. А именно:
наблюдения за свободным общением детей в деятельности, нерегламентированной
воспитателем, социометрический метод «Выбор партнера для определенной
деятельности», проективный метод незаконченных предложений, моделирование
экспериментальных ситуаций, анкетирование родителей. Отдельно представлена методика «одномоментных срезов» структуры группы в процессе свободного общения
детей.Содержание каждого метода позволяет обеспечить достижение общей цели
исследования, в тоже время объём, и глубина насыщенности оптимальной информации
будут разными. Данные методы дают возможность получить представление об общении
детей разного возраста по совокупности критериев: потребность ребёнка в
разновозрастном общении, эмоциональное отношение дошкольника к партнёру другого
возраста; инициатива детей в процессе общения; проявление внимания к партнёру другого
возраста, чувствительность к его воздействиям.
The article analyzes the system of methods allowing the study of communication features of
children in various age groups of preschool . Namely, observing children in free communication
activities, unregulated by teacher, sociometric method "Choosing a partner for a particular
activity," projection method unfinished sentences, modeling experimental situations, questioning
parents. Separately, the technique of "cross-sectional slices" of the group structure in the process of
free communication between children.The content of each method allows to achieve the goal of
research , at the same time, the volume and depth of saturation optimal information will be
different. These methods make it possible to get an idea of the communion of children of different
ages on a set of criteria: the need for a child in different ages communication, emotional attitude to
the partner of another preschooler age; initiative of children in the process of communication,
attending to the partner of another age, sensitivity to their effects.