Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.02 - теорія та методика навчання: германські мови . - Київський Національний лінгвістичний університет, Київ, 2006. У роботі розглянуто питання підготовки майбутніх учителів - біологів викладання цієї дисципліни англійською мовою. Визначено психолінгвістичні та психологічні передумови оволодіння іноземною мовою для спеціальних цілей студентами вищих навчальних закладів. Теоретично обґрунтовано виділення спеціальностей, де іноземна мова вивчається як другий фах, в окремий напрям та запропоновано їх назву. Розглянута проблема мети навчання за цим напрямом. Запропоновано визначити соціально-комунікативну позицію студентів після закінчення навчання. Практично розроблено методику підготовки вчителів до викладання біології англійською мовою за допомогою створеного професійно орієнтованого курсу. Розроблено систему вправ для навчання професійно орієнтованого монологічного та діалогічного мовлення. За допомогою експериментального навчання доведено ефективність розробленої методики, виявлено шляхи навчання професійно спрямованої іншомовної усномовленнєвої діяльності.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения: германские языки. - Киевский национальный лингвистический университет, Киев, 2006. В диссертации теоретически обоснована и практически разработана методика обучения будущих учителей преподаванию биологии на английском языке. Определены психолингвистические и психологические предпосылки овладения иностранным языком для специальных целей студентами высших учебных заведений. Проанализирована их связь с организацией обучения преподаванию биологии на английском языке. Проанализирована ситуация, которая сложилась в Украине с обучением иностранному языку как второй специальности. На оспонс проведенного анализа предложено выделить такие специальности как «Биология и иностранный язык», «География и иностранный тык», «История и иностранный язык» в отдельное направление. ')ти специальности предложено назвать «Педагогическими профессионал мю-лиш'мистическими специальностями (ППЛС)» и определить практическую цель обучении кик формирование профессионально ориентированной коммуннкатимной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, что дает возможность преподавать первую специальность на иностранном иіьіке. Предложено определить социально-коммуникатимную позицию мынускника указанных специальностей как «Учитель (предмет) на украинском и иностранном языке». Основываясь на нормативных документах Министерства образования Украины, а также беря во внимание Рекомендации Совета Европы, описаны профессиональные умения учителя, который будет преподавать биологию на иностранном языке. Проанализированы пути формирования профессиональных умений преподавателя биологии на английском языке. Предложено использовать профессионально ориентированный курс для подготовки учителей, которые будут преподавать биологию на английском языке. Рассмотрены принципы обучения профессионально ориентированного курса. Определено предметное содержание и структура курса. Разработанный курс рассчитан на четыре года обучения, включает 15 модулей и состоит из трех этапов: начальный, средний и продвинутый. Описаны специальные, общеобразовательные умения и ценностные ориентации, которыми смогут овладеть студенты по окончании каждого этапа курса. Разработана система упражнений для обучения профессионально ориентированной устной речи (монологическая и диалогическая речь). Обучение монологической и диалогической речи включает три этапа. Определены типы и виды упражнений для каждой группы. Система упражнений воплощена в двух комплексах упражнений для обучения профессионально ориентированной иноязычной устной деятельности. Эффективность разработанной системы упражнений проверена и подтверждена в ходе двух серий экспериментального обучения. Экспериментальное исследование выстраивалось вокруг гипотезы о том, что эффективность обучения профессиональной устной речи значительно повысится, если использовать параллельный вариант обучения как монологической, так и диалогической речи в отличие от последовательного варианта, при котором студенты сначала обучаются монологической, а потом диалогической речи. Также подтверждена гипотеза о возможности применения разработанного профессионально ориентированного курса, начиная с первого года обучения в педагогическом высшем учебном заведении. Сформулированы методические рекомендации по обучению студентов с использованием разработанного курса. Ключевые слова: педагогические профессионально-лингвистические специальности, цель обучения, отдельное направление, содержание и структура профессионально ориентированного курса, система упражнений, обучение профессионально ориентированной монологической и диалогической речи, преподавание биологии на английском языке.
Thesis for a Candidate Degree in Pedagogical Studies. Speciality 13.00.02 Theory and Methodology: Germanic Languages. - Kyiv National Linguistic University, Kyiv, 2006. The thesis deals with the training future biologists to teach their profession In English. The methodology of teaching students has been scientifically grounded and practically developed. The speciality where a foreign language is studied as the second profession into a separate direction is theoretically substantiated. Their name is offered. The aim of learning at this direction is considered. The methodology of teaching Biology in English has been elaborated with the help of the created professionallyoriented course. The effectiveness of the suggested methodology has been verified and confirmed in the course of an experimental teaching. A special system of exercises for teaching professionally-oriented monologue and dialogue speech has been created. Methodological recommendations to teachers for organizing students' learning are given.