Здоров’я нації визначається перш за все здоров’ям дітей, яке є найбільш важливим ресурсом будь-якого суспільства. В Україні велика увага приділяється проблемам навчання й виховання дітей з особливими потребами. Мета: визначити рівень психічного та соціально-емоційного розвитку дітей дошкільного віку з особливими потребами. Матеріал: у дослідженні приймали участь 54 дитини 5–6 років (25 дівчаток, 29 хлопчиків), які потребують корекції психофізичного розвитку, серед них: 9 – із порушеннями опорно-рухового апарату (ПОРА), у яких візуально не відзначалося рухової недостатності (грубе порушення ходьби, бігу, стрибків), 15 – із порушеннями розвитку мовлення (ПРМ), 16 – із затримкою психічного розвитку (ЗПР), 5 – із синдромом Дауна (СД), 9 – із розладами аутистичного спектру (РАС). У роботі застосовано такі методи дослідження: загальнонаукові (аналіз, узагальнення даних літературних джерел); педагогічні (констатувальний експеримент); психодіагностичні. Отримані дані вказують на низький рівень психічного розвитку та у більшості випадків на рівень нижчий від середнього соціально-морального розвитку обстежуваного контингенту дітей з особливими потребами. Рівень психічного та соціально-емоційного розвитку дітей з особливими потребами вимагає диференційованого підходу в процесі фізичного виховання в умовах інклюзивної освіти.
Здоровье нации определяется прежде всего здоровьем детей, которое является наиболее важным ресурсом любого общества. В Украине большое внимание уделяется проблемам обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Цель: определить уровень психического и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста с особыми потребностями. Материал: в исследовании принимали участие 54 ребенка 5-6 лет (25 девочек, 29 мальчиков), которые нуждаются в коррекции психофизического развития, в том числе 9 - с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ПОРА), у которых визуально не отмечалось двигательной недостаточности (грубое нарушение ходьбы, бега, прыжков), 15 - с нарушениями развития речи (ПРМ), 16 - с задержкой психического развития (ЗПР), 5 - с синдромом Дауна (СД), 9 - с расстройствами аутистического спектра (РАС). В работе применены следующие методы исследования: общенаучные (анализ, обобщение данных литературных источников); педагогические (констатирующий эксперимент); психодиагностические. Полученные данные указывают на низкий уровень психического развития и в большинстве случаев на уровень ниже среднего социально-нравственного развития обследуемого контингента детей с особыми потребностями. Уровень психического и социально-эмоционального развития детей с особыми потребностями требует дифференцированного подхода в процессе физического воспитания в условиях инклюзивного образования.
The health of a nation is determined primarily by the health of children, which is the most important resource of any society. In Ukraine, much attention is paid to the problems of teaching and educating children with special needs. Purpose: to determine the level of mental and social-emotional development of preschool children with special needs. Material: 54 children aged 5-6 years (25 girls, 29 boys) who needed correction of psychophysical development participated in the study, including 9 with musculoskeletal disorders, which had no visual impairment ( gross violation of walking, running, jumping), 15 with speech development disorders, 16 with mental retardation, 5 with Down syndrome, and 9 with autism spectrum disorders. The following research methods are applied in the work: general scientific (analysis, generalization of data from literature sources); pedagogical (ascertaining experiment); psychodiagnostic.
The obtained data indicate a low level of mental development and, in most cases, is lower than the average socio-moral development of the surveyed contingent of children with special needs. The level of mental and socio-emotional development of children with special needs requires a differentiated approach in the process of physical education in the context of inclusive education.