У статті обґрунтовано одне із завдань вищої освіти – формування наукового світогляду
студентів в навчальному процесі. Висвітлено роль фізики – науки, яка вивчає найпростіші та в той
же час найбільш загальні закономірності явищ природи, властивостей і будови матерії, закони її
руху, а формує цілісне уявлення про світ, розвиває аналітичне емоційно-образне мислення і формує
науковий світогляд. Проаналізовано навчально-виховний процес у вищому навчальному закладі з
метою визначення його можливостей у напрямі формування в студентів наукового світогляду.
Обґрунтовано навчальний процес як цілеспрямований процес засвоєння студентами знань,
оволодіння вміннями і навичками. Визначено, що можливості формування наукового світогляду
закладено в навчальному процесі, адже кожна наука вивчає закономірності явищ певної галузі
об’єктивного світу і, відповідно, кожний навчальний предмет робить свій внесок у формування
наукового світогляду. Показано, що навчання фізики полягає в розвитку фізичного знання і наукового
стилю мислення студентів на основі базового курсу старшої школи, формуванні в них наукового
світогляду, здатності до наукового пізнання світу, загальноосвітньої підготовки до майбутньої
професії. Визначено шляхи реалізації основних задач курсу фізики з метою формування практичних
умінь і навичок.
В статье обоснована одна из задач высшего образования – формирование научного
мировоззрения студентов в учебном процессе. Освещена роль физики – науки, которая изучает
простейшие и в то же время наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и
строение материи, законы ее движения, а формирует целостное представление о мире, развивает
аналитическое эмоционально-образное мышление и формирует научное мировоззрение.
Проанализированы учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении с целью
определения его возможностей в направлении формирования у студентов научного мировоззрения.
Определены пути реализации основных задач курса физики с целью формирования практических
умений и навыков.
Обоснованно учебный процесс как целеустремленный процесс усвоения студентами знаний,
овладения умениями и навыками. Определенно, что возможности формирования научного
мировоззрения заложены в учебном процессе, ведь каждая наука изучает закономерности явлений
определенной отрасли объективного мира и, соответственно, каждый учебный предмет делает
свой взнос в формирование научного мировоззрения. Показано, что учеба физики заключается в
развитии знания и научного стиля мышления студентов на основе базового курса старшей школы,
формирования в них научного мировоззрения, способности к научному познанию мира,
общеобразовательной подготовки к будущей профессий.
Обосновано, что изучение дисциплин естественного цикла раскрывает естественно-научную
картину мира, общественных наук – закономерности общественного развития, дисциплин
профессионально-теоретической подготовки, профессионально-практическая подготовка
знакомят учеников с развитием техники, экономики и производственных отношений и др. Их
усвоение способствует формированию целостного научного мировоззрения. Изучение дисциплин
естественного цикла раскрывает естественно-научную картину мира, общественных наук –
закономерности общественного развития, дисциплин профессионально-теоретической подготовки,
профессионально-практическая подготовка знакомят учеников с развитием техники, экономики и
производственных отношений и др. Их усвоение способствует формированию целостного научного
мировоззрения. Фундаментальный характер физического знания как философии науки и
методологии природознавства, теоретической основы современной техники и производственных
технологий, определяет образовательное, мировоззренческое и воспитательное значение курса
физики как учебного предмета. Современный курс физики в высшей школе охватывает все
важнейшие разделы классической и современной физики. Современная физика принадлежит к числу
наук, которые наиболее быстро развиваются.
Физика составляет базу для формирования компетентного специалиста. Поэтому понятно,
что программа и темы физики должны быть тесно связаны с дисциплинами профессионального
направления и быть ориентированными на специальность будущего специалиста. Но физика
является фундаментальной наукой и в другом аспекте – она является мировоззренческой наукой,
которая содействует развитию интеллекта будущего специалиста.
In the article the one of the goals of higher education – the formation of a scientific outlook of students
in the classroom. The role of physics – the science that studies the elementary and at the same time the most
general laws of natural phenomena, properties and structure of matter, the laws of motion, and forms a
holistic view of the world, develops analytical thinking and emotional and imaginative forms the scientific worldview. Analyzed the educational process in higher education in order to determine its capabilities
towards the formation of students’ scientific outlook.
An educational process as purposeful process of masteringof knowledge, capture abilities and skills
students isreasonable. Certainly, that possibilities of forming of scientific world vieware stopped up in an
educational process, in fact everyscience studies conformities to law of the phenomena ofcertain industry of
the objective world and, accordingly, everyeducational object does the payment in forming of scientificworld
view. It is shown that the studies of physics consist in developmentof physical knowledge and scientific style
of thinking ofstudents on the basis of base course of senior school,forming in them of scientific world view,
capacities forscientific cognition of the world, general preparation to thefuture profession.