У дисертації, присвяченій дослідженню особливостей розвитку креативної
складової професійного мислення майбутніх маркетологів, визначено сутність
поняття «креативна складова професійного мислення маркетолога», розкрито
структуру (мотиваційний, когнітивно-дивергентний, комунікативний та емоційно-
вольовий компоненти), теоретично обґрунтовано психолого-педагогічні умови
розвитку креативної складової в процесі професійної підготовки маркетологів.
Представлено експертну оцінку значущості компонентів креативної складової
професійного мислення маркетолога, обґрунтовано критерії (сформованість
когнітивно-дивергентного мислення, комунікативна компетентність, мотивація
досягнення, готовність до ризику) та їх показники.
Емпірично досліджено особливості розвитку структурних компонентів та
динаміку впродовж навчального процесу, виявлено рівні розвитку креативної
складової професійного мислення майбутніх маркетологів (низький, нижчий за
середній, середній, вищий за середній, високий) та її недостатній розвиток у процесі
професійної підготовки.
Обґрунтовано модель та розроблено й апробовано комплексну програму
психолого-педагогічного впливу на розвиток креативної складової професійного
мислення студентів-маркетологів. Доведено її ефективність та доцільність
впровадження в процес професійної підготовки маркетологів у ВНЗ.
В диссертационной работе, посвященной исследованию особенностей
развития креативной составляющей профессионального мышления будущих
маркетологов, произведен теоретический анализ научных подходов к изучению
проблемы в современной психологической науке; выявлены особенности
маркетинговой деятельности и психологически важные качества специалиста в
области маркетинга; определено содержание понятия «креативная составляющая
профессионального мышления маркетолога» и ее структура; теоретически
обоснованы психолого-педагогические условия, создающие креативную среду
развития креативной составляющей в процессе профессиональной подготовки
маркетологов.
Представлена экспертная оценка значимости компонентов креативной
составляющей (когнитивно-дивергентного, коммуникативного, мотивационного,
эмоционально-волевого) и их показателей.
Эмпирически исследованы особенности развития креативной составляющей
профессионального мышления студентов-маркетологов. Выявлены уровни развития
невербальной и речемыслительной креативности, развития воображения,
любознательности и сложности мышления, диагностированы мотивация
достижения, коммуникативные и организаторские склонности, готовность к рискам.
На основе обобщения результатов и статистической обработке данных установлены пять уровней развития креативной составляющей профессионального мышления
будущий маркетологов (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий).
Выявлено доминирование среднего и ниже среднего уровней развития креативного
мышления у студентов-маркетологов.
Обоснована модель развития креативной составляющей профессионального
мышления, в которой наглядно отражена взаимосвязь элементов: психолого-
педагогических условий, содержания программы развития, средств воздействия на
развитие компонентов креативной составляющей. Разработана и апробирована
комплексная программа психолого-педагогического воздействия на развитие
креативной составляющей профессионального мышления будущих маркетологов. В
ходе формирующего эксперимента доказана эффективность представленной
программы развития.
In the dissertation devoted to the study of the peculiarities of the development of the
creative component of future marketing specialists’ professional thinking the essence of
the concept of "creative component of the professional thinking of the marketing
specialists" has been determined, the structure (motivational, cognitive and divergent,
communicative and emotional-volitional components) has been revealed, the
psychological and pedagogical conditions of development of the creative component in the
process of marketing specialists training.
The expert assessment of the importance of components of the creative component
of professional thinking of the marketing specialist has been presented, criteria (formation
of cognitive and divergent thinking, communicative competence, motivation of
achievement, readiness for risk) and their indicators have been substantiated.
The peculiarities of the development of structural components and dynamics during
the educational process have been empirically investigated, levels of development of the
creative component of professional thinking of the future marketing specialist (low, lower
than average, average, higher than average, high) and its insufficient development in the
process of professional training have been revealed.
The model has been substantiated and the comprehensive program of psychological
and pedagogical influence on the development of the creative component of professional
thinking of marketing students has been developed and tested. Its efficiency and
usefulness of introducing it in the process of professional training of marketing students in
institutions of higher education have been proved.