У роботі розкрито сутність і структуру консультування в системі професійної діяльності соціального педагога; проаналізовано зарубіжний досвід шкільного консультування; подано трактування консультативної діяльності соціального педагога в ЗНЗ, її особливості та напрями. Розкрито критерії, показники і рівні ефективності консультативної діяльності в ЗНЗ. Обґрунтовано організаційно-педагогічні умови консультативної діяльності соціального педагога в загальноосвітньому навчальному закладі (актуалізація ролі, проектування змісту й напрямів, збагачення форм, методів і методик, розширення напрямів та оптимізація інформаційно-методичного забезпечення консультативної діяльності соціального педагога; сприяння створенню соціально орієнтованого середовища консультування; розвиток професійної компетентності в напрямі консультативної діяльності). Перевірено ефективність їх упровадження на практиці. Підготовлено методичні рекомендацій для удосконалення консультативних навичок соціальних педагогів.
В работе раскрыта сущность понятий «консультирование в системе профессиональной деятельности социального педагога», «консультативная деятельность в системе школьного консультирование», «консультативная деятельность социального педагога ОУЗ». Обоснованно структурные компоненты консультативной деятельности социального педагога (побудительно-ценностный, прогностически-проективный, исполнительно-реализующий, оценочно-сравнительный).
Проанализированы отечественный и зарубежный опыт школьного консультирования и, на этой основе, обозначены особенности и направления консультативной деятельности социального педагога в общеобразовательном учебном заведении. Выяснены особенности консультативной деятельности социального педагога ОУЗ: 1) связь с решением задач социального воспитания школьников в контексте их социализации; 2) осуществление с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников; 3) обусловленность пребыванием специалиста в среде участников учебно-воспитательного процесса; 4) ориентированность на обычного ученика, который, хотя и столкнулся с трудностями различного характера, но способен, при должной поддержке, решить их самостоятельно; 5) признание первичным и конечным получателем консультативной помощи школьника, а уже потом взрослых (родители, педагоги), обратившихся за консультацией; 6) двухуровневый характер – непосредственная работа с учеником и посредническая деятельность в отношениях школьника со средой. Определены направления консультативной деятельности социального педагога ОУЗ: по цели (диагностическое, просветительское, посредническое, профилактическое, развивающее, коррекционное, терапевтическое) и по объекту (консультирование школьников, родителей, педагогов, администрации).
Определены критерии эффективности консультативной деятельности социального педагога ОУЗ: а) организационное обеспечение консультативной деятельности социального педагога ОУЗ; б) социально-правовое и методическое обеспечение консультативной деятельности социального педагога ОУЗ; в) процессуальное обеспечение консультативной деятельности; г) личностная готовность социального педагога ОУЗ к консультативной деятельности; д) результативность консультативной деятельности социального педагога ОУЗ. Указанные критерии были уточнены показателями и обобщены в виде уровней эффективности консультирования: высокого (системного), среднего (адаптивного), низкого (репродуктивного) и критического (неэффективного).
Обоснованы условия консультативной деятельности социального педагога в общеобразовательном учебном заведении. Организационные условия: 1) систематическая актуализация роли консультативной деятельности социального педагога и презентация ее направлений в ОУЗ; 2) расширение направлений консультативной деятельности социального педагога в ОУЗ; 3) обогащение форм, методов и методик консультативной деятельности социального педагога с участниками учебно-воспитательного процесса. Педагогические условия: 1) оптимизация информационно-методического обеспечения консультативной деятельности социального педагога в ОУЗ; 2) целенаправленное проектирование социальным педагогом содержания и направлений консультативной деятельности в ОУЗ; 3) содействие созданию социальным педагогом социально ориентированой среды консультирования; 4) целенаправленная работа над развитием профессиональной компетентности в направлении консультативной деятельности в условиях ОУЗ. Содержательное наполнение определенных условий было обеспечено путем введения ряда форм и методов: при работе с социальными педагогами – инструктивно-методические семинары, видеосеминары и семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии и т.д.; при работе с участниками учебно-воспитательного процесса – введение дистанционных форм консультирования (почта доверия, стенгазета, информационный бюллетень, тематическая Интернет-страница и др.) и внесение разнообразия в контактные формы консультирования путем введения ряда методов (анкетирование, педагогическое информирование, построение дерева целей и графика проблем, методы «мозгового штурма» и выработки альтернативных решений, написание сценария решения проблем, просмотр и анализ видео и аудио записей, беседы-обсуждения тематической литературы, инструктирование, экспресс-анализ результатов работы и т.п.). Подготовлены методические рекомендации для усовершенствования консультативных навыков социальных педагогов.
In this thesis the essence and structure counseling in the system of professional activities of the social teacher revealed; foreign experience of school-based counseling analyzed; interpretation, basic features and directions of counseling activities of the school social teacher are presented. Criteria, indicators and efficiency levels of counseling activities in secondary schools revealed. Organizational and pedagogical conditions of the social teacher in secondary schools substantiated (systematic updating of the role, purposeful designing of the content and directions, diversity of forms, methods and techniques, expansion of the directions of advisory activity of a social teacher; promoting the creation of the socially adequate counseling environment; the regular work on the development of professional competence in the area of advisory activity). Its effectiveness tested in practice. Methodic recommendations to improve counseling skills of social teacher prepared.