У пропонованій статті проаналізовано та уточнено поняття “пізнавальна самостійність
студента”, розглянута структура пізнавальної самостійності. Визначенні організаційно-педагогічні
умови ефективного розвитку пізнавальної самостійності студентів та чинники, під впливом яких
вона здійснюється.
В предложенной статье проанализировано и уточнено понятие “познавательное
самостоятельность студента”, рассмотрена структура познавательной самостоятельности.
Определены организационно-педагогические условия эффективного развития познавательной
самостоятельности студентов и факторы, под влиянием которых она осуществляется.
Определив понятие “познавательная самостоятельность” как волевое качество, которое
проявляется в умении человека ставить цели, планировать и эффективно выполнять на
определенном уровне (содержательном и организационном) действие или комплекс действий без
внешней помощи нами выделено структурные компоненты познавательной самостоятельности.
Это позволяет: 1) обнаружить, те, которые играют решающую роль в формировании и развитии
самостоятельности; 2) установить наиболее существенно влияющие условия; 3) спланировать
совместную деятельность преподавателя и студента, для достижения наибольшего эффекта в
развитии познавательной самостоятельности студента.
Мы выделяем пять наиболее существенных компонентов познавательной
самостоятельности: мотивационный, ориентационный, содержательно операционный,
эмоционально волевой и оценочный.
Все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и в реальном учебном процессе
неотделимы друг от друга. При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов, отсутствует и
сама познавательная самостоятельность. Для того, чтобы развивать познавательную
самостоятельность студентов в процессе преподавания курса физики необходимо учитывать
обозначенные нами факторы и условия, которые влияют на развитие данного качества.
In the proposed article is analyzed and the notion of “cognitive independence of the student,” the
structure of cognitive independence. Defined organizational and pedagogical conditions of effective
development of cognitive independence of students and factors, under which it is performed.