У дисертації обґрунтована методична система організації самостійної
навчально-пізнавальної діяльності учнів 7-9 класів у процесі вивчення математики в умовах
урахування проекту освітнього стандарту з математики, рівневої диференціації та
особистісно-орієнтованого навчання.
Результати дослідження можуть бути використані вчителями математики основної школи
у процесі організації й проведення самостійної роботи, авторами підручників і методичних
посібників, будуть корисні також методистам математики і студентам педагогічних вузів та
слухачам інститутів післядипломної педагогічної освіти.
В диссертации обоснована методическая система организации самостоятельной
учебно-познавательной деятельности учащихся 7-9 классов в процессе изучения математики в
условиях внедрения проекта образовательного стандарта, уровневой дифференциации и
личностно-ориентированного обучения. Данная методическая система представлена на
примере изучения двух тем: "Функции” (8 класс, алгебра), “Теорема Пифагора” (8 класс,
геометрия). Установлено, что организация самостоятельной учебно-познавательной
деятельности учащихся должна включать такие этапы: стимулирующе-мотивационный,
обучающий, диагностико-корректирующий и контрольно-оценочный. Соответственно этим
этапам разработаны разные виды самостоятельных работ и соответствующие им домашние
задания с учетом требований уровневой дифференциации обучения, что дает возможность
обеспечить сознательное овладение учащимися системой знаний, навыков и умений, развитие
логического мышления, творческой активности и познавательной самостоятельности, других
положительных качеств личности и черт характера.
Установлено, что система заданий для самостоятельной работы учащихся должна
соответствовать таким требованиям:
o содержание заданий должно соответствовать конкретным развивающим, учебным и
воспитательным целям урока и программного материала;
o вариативность заданий должно удовлетворять дифференцированным программным
требованиям на уровне государственного стандарта школьного математического
образования, а также повышенном и углубленным уровням;
o учитывать возрастные и индивидуальные возможности учеников;
o предусматривать своевременную помощь тем ученикам, которым она необходима
(инструкции, готовые рисунки к задачам и т.п.), учитывая поэтапное продвижение от
незнания к знанию;
o не нарушать преемственность и перспективность обучения;
o реализовывать прикладную направленность обучения: среди упражнений должны быть
задачи прикладного содержания, которые не имеют непонятных ученикам терминов.
Успех самостоятельной работы школьников при еѐ разных организационных формах
способствует реализации индивидуализации и дифференциации обучения, что актуально в
сегодняшних условиях личностно-ориентированного математического образования.
Увеличение роли дифференцированного управления самостоятельной
учебно-познавательной деятельностью учеников возможно при изучении факультативных
курсов и проведении математических кружков. В диссертации приведѐн пример занятия
математического кружка, на котором учащимся предлагались для решения интересные
нестандартные задачи, требующие выработки проявления интуиции, вымысла и т.д.
Целенаправленная система таких упражнений способствует вырабатыванию в учащихся
логических умений, развития их математических способностей и активизации
учебно-познавательной деятельности школьников, которая приобретает исследовательский
характер во время самостоятельного решения задач.
Использование разнообразных современных средств обучения позволяет учителю
целенаправленно и эффективно руководить процессом самостоятельной деятельности
учеников, способствует повышению уровня информационной культуры учащихся и вместе с
тем стимулирует интерес учащихся к изучению математики.
Результаты исследования могут быть использованы учителями математики основной
школы в процессе организации и проведения самостоятельной работы, авторами учебников и
методических пособий, они будут полезны также методистам и студентам педагогических
вузов и слушателям институтов последипломного педагогического образования. Идеи,
разработанные в диссертации, могут использоваться также учителями других школьных
предметов.
The dissertation presents the substantiation of the system of teaching methods for the
organization of the independent learning activity of the pupils of grades 7-9 while studying
mathematics which is based on project of the national education standard for teaching mathematics,
on the principles of level differentiation and personally-oriented teaching.
The findings of the research can be applied by the teachers of mathematics in middle school in the
process of organization and conducting independent learning activity, by the writers of resource
materials for teaching mathematics, by various professionals in the field of math instruction.