У статті представлено аналітичний опис видів методичних умінь, виконаний на основі аналізу
наукових досліджень відомих вчених у галузі методики навчання фізики. У статті наведено види
методичних умінь, які виділені вченими в даних дослідженнях. У зв’язку з орієнтацією освіти на
компетентністну парадигму виникає необхідність формування системи існуючих методичних умінь
і включення нових умінь для підготовки студентів до реалізації компетентнісного підходу в сучасній
школі.
В статье представлено аналитическое описание видологии методических умений, выполненное
на основе анализа научных исследований известных ученых в области методики обучения физики.
Автором статьи установлено следующее: среди отечественных ученых наиболее основательно
методические умения описаны В. Д. Шарко в её исследовании проблемы методической подготовки будущих учителей физики; к наиболее важным исследованиям данной проблемы относятся
докторские исследования ученых ближнего зарубежья И. М. Агибовой, В. И. Вагановой,
А. А. Шаповалова, Н. А. Прояненковой. В статье приведены виды методических умений, которые
выделены учеными в данных исследованиях. Например, В. Д. Шарко описывает виды умений в
соответствии с выделенными подходами к методической подготовке студентов. В. И. Земцова
вводит понятие “обобщенное методическое умение”, описывает виды обобщенных методических
умений и их составные компоненты. И. М. Агибова разделяет методические умения на общие и
специальные. В. И. Вагановой в основе классификации методических умений заложены виды учебной
деятельности педагога и соответствующий состав методических действий. Л. А. Прояненкова
описывает методические умения трёх типов: умения, в которых указаны цели и задачи школьного
курса физики; умения по проектированию учебного процесса; умения, в которых конечным
продуктом выступают средства обучения. А. А. Шаповалов в своем исследовании выделяет и
описывает конструктивные умения, которыми должен овладеть будущий учитель физики.
Установлено, что не существует единого подхода к определению разных видов методических
умений, их классификации. В связи с ориентацией образования на компетентностную парадигму
возникает необходимость формирования системы существующих методических умений и включения
новых умений для подготовки студентов к реализации компетентностного подхода в современной
школе.
The article presents an analytical description of the typology of methodical skills, made based on the
analysis of research known scientists in the field of physics teaching methodology. The article presents the
types of teaching skills that are highlighted by scientists in these studies. In connection with competenceoriented
education paradigm is necessary to the formation of the existing methodological skills and
incorporate new skills to prepare students for the implementation of competence approach in the modern
school.